Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

09.03.2010 | Татьяна Становая

Политические итоги Олимпиады

4 марта глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачев объявил об уходе с занимаемого поста. По данным «Ведомостей», требование об отставке было предъявлено Кремлем и министру спорта России Виталию Мутко, который, судя по всему, все-таки сохранит свой пост. Глава пресс-службы премьер-министра России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что глава правительства абсолютно согласен с президентом Дмитрием Медведевым, потребовавшим 2 марта добровольно уйти в отставку ответственным за подготовку Олимпиады. Отставка Тягачева и возможные отставки глав спортивных федераций, о чем говорил Владимир Путин на совещании 5 марта, станут признаками новой для России практики реализации политической ответственности.

Неудачное выступление российской сборной на Зимних Олимпийских Играх в Ванкувере и его последствия стали главным политическим событием внутри России на минувшей неделе. Об ответственности главных спортивных руководителей также заговорили практически сразу. Спикер Госдумы и глава Высшего совета «ЕР» Борис Грызлов говорил, что «все, что ниже четвертого общекомандного места – провал, в том числе тех, кто отвечает за спорт в нашей стране». Требования отставок звучали от всех фракций в Госдуме, тема постоянно поднималась в СМИ. После окончания Олимпиады, вопрос о том, уйдут ли Мутко и Тягачев, был одним из центральных.

Политическое руководство страны начало реагировать, когда Игры уже стали подходить к концу. Первым высказался Владимир Путин, и его заявление было расценено как попытка защитить спортивных функционеров от призывов к отставке. «Конечно, мы ожидали от нашей сборной большего, но все-таки это не повод опускать руки, посыпать голову пеплом и бить себя веригами. Действительно, это повод для серьезного анализа и оргвыводов. Нужно исправить ситуацию и создать все условия для выступления на Олимпиаде в Сочи в 2014 году», - сказал он на открытии Центра дзюдо в Тюмени. Об оргвыводах говорил и министр спорта Мутко, который тем самым, видимо, подразумевал минимальный набор кадровых и организационных решений, которые не затрагивали бы высшее руководство спортом.

Однако вскоре высказался президент, который оказался гораздо жестче премьера. По словам Дмитрия Медведева, чиновники, которые были ответственными за подготовку спортсменов, должны написать заявления об уходе. «Если не смогут, мы им поможем», - добавил глава государства. Эти слова восприняли как обращение персонально к Мутко и Тягачеву, которые ранее сняли с себя ответственность за провал на Играх. Тягачев заявил, что Олимпийский комитет не отвечает за подготовку спортсменов, а Мутко отметил, что спортсмены были подготовлены по высшему классу и им просто не повезло. Кроме того, Мутко отметил, что ряд наиболее успешных спортсменов были дисквалифицированы из-за допинга. «Лучше получить пусть такой результат, который мы имеем сейчас, чем завоевывать медали любой ценой, а потом трястись как осиновый лист с мыслью, а вдруг попадешься. Мы взяли курс на искоренение этого явления. Мы сами проделали эту работу, и то, что мы избежали допинговых скандалов здесь, на Играх, огромный плюс», - сказал Мутко.

Главная претензия к спортивным функционерам состоит в том, что именно через их структуры проходят основные финансовые потоки для поддержки и развития российского спорта. Кроме того, именно они формируют общественные ожидания перед Играми, всякий раз значительно завышая их (и тем абсурдней потом выглядели оправдания). Тягачев, в свою очередь, имеет крупные награды именно за успехи на Олимпиадах - орден Почета за Нагано (еще как вице-президент ОКР), орден «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени за Сидней и третей степени за Игры в Афинах. Наконец, Мутко буквально вступил в прямую полемику с главой государства, указав, что не считает свою отставку оправданной. Возникал вполне закономерный вопрос: кто же тогда должен отвечать?

В итоге в отставку ушел Тягачев, сделавший заявление о том, что Мутко должен последовать за ним. Министр спорта, однако, свой пост сохранит, о чем говорит его участие и в совещании по вопросам спорта с участием Владимира Путина 5 марта. Путин к этому времени значительно ужесточил риторику. «Может, деньги вкладывались не туда, куда надо, а туда, куда хотелось? Капризная погода, козни конкурентов, недобросовестное судейство - это удел аутсайдеров!» - объявил Путин, очевидно, упрекая функционеров за неубедительные попытки оправдания. Интересно, что при этом Путин выступил за расширение полномочий и министра спорта и федераций. Мутко, по мнению премьера, должен «иметь свой голос в назначении тренеров». Такая позиция выглядит отличной от позиции Медведева, назвавшего федерации «жирными котами» и предложившего ставить во главу угла не их, а спортсмена. В то же время Путин поддержал линию президента на уход чиновников с постов глав спортивных федераций. Ситуация однозначно доказывает, что Мутко избежал отставки благодаря поддержке премьера, который, однако, должен был присоединиться к очень жесткой критике в отношении спортивных чиновников.Сам факт отставки Тягачева и едва не состоявшейся отставки Мутко позволяют говорить о новых тенденциях в российской политической жизни.

Во-первых, жестко ставится вопрос о политической ответственности чиновников. Это новый для России подход к оценке эффективности их работы. В развитых демократиях политическая ответственность всегда сопровождает деятельность чиновников: как правило, она реализуется в виде добровольной отставки за провалы в работе или скандалы. Однако там институт политической ответственности работает в системе других институтов: выборов, парламентского и общественного контроля, оппозиции и т.д. В России политическая ответственность противоречит механизму управления государством, при которой кадры расставляются преимущественно по принципу политической лояльности.

Медведев придерживается совершенно иной тактики, заставляя провинившихся чиновников уходить в отставку. Этот произошло после взрыва на военном складе в Ульяновске, когда в отставку было отправлено несколько генералов, в том числе из центрального аппарата. Также был уволен замминистра обороны, ответственный за неудачную реализацию программы обеспечения офицеров жильем. Сразу же после преступления, совершенного майором Евсюковым, был смещен начальник ГУВД Москвы Пронин, а в нынешнем году несколько генералов МВД также лишились своих постов после преступлений, совершенных их подчиненными.

И это уже оказывает значительное влияние на сознание бюрократии, которая впервые начала сомневаться в понятии «корпоративности» - «своих не сдавать». Особенно это было заметно в системе МВД, где руководители региональных Управлений внутренних дел начали понимать, что принцип неприкосновенности перестает работать, или по крайней мере, дает сбои. В Томской области и Москве главы УВД в последнее время принимали жесткие меры в отношении оскандалившихся милицейских начальников. Вынужденный уход Тягачева может внести свой вклад в психологию чиновничества, вынужденного в большей степени ориентироваться хотя бы на публичный эффект от итогов своей работы.

Во-вторых, уход Тягачева – яркое свидетельство растущей политической самостоятельности Дмитрия Медведева, даже несмотря на то, что он не сумел убедить Путина отправить в отставку и Мутко (по крайней мере, этот вопрос, очевидно, был поставлен, о чем говорит заявление источника АП в «Ведомостях» о том, что обоим руководителям даны две недели на принятие соответствующего решения). Это означает, что он имеет ресурсы и возможности для того, чтобы убеждать Путина в своей правоте и добиваться его поддержки в вопросах, в которых позиция премьера заведомо отличается от позиции президента.

И Мутко, и Тягачев – люди, близкие к Путину персонально. Первый работал вместе с Путиным в питерской мэрии, занимал пост вице-мэра. Он также возглавлял футбольный клуб «Зенит». Его приход на пост министра и сам факт создания министерства – явный знак особого доверия со стороны премьера. Тягачев был в свое время личным тренером Путина.

Мутко руководил федерацией футбола, а министром спорта является менее двух лет. Не исключено, что в данном случае могут играть роль два других фактора. Первый - это личный конфликт Медведева и Мутко. Как писал в ноябре прошлого года «Русский Newsweek», инициатива президента лишить чиновников руководящих постов в спортивных федерациях была направлена персонально против главы РФС Мутко. Как говорил журналу источник, во время матча Россия-Германия министр Мутко сидел в ложе с первыми лицами и вел себя там как хозяин, причем соседям по ложе это не понравилось. «Поражение сборной России стало поворотной точкой для всего российского спорта. Еще до этого, кивая на министра Мутко, Дмитрию Медведеву нашептывали, что заниматься двумя разными делами один человек успешно не может», - пишет издание, добавляя, что среди «нашептавших» был и министр транспорта Левитин. Тогда, кстати, Мутко также публично не соглашался с президентом, сказав, что быстро сменить глав федераций невозможно. Спустя несколько дней он ушел с поста главы РФС.

Второй фактор – это уход с поста главного тренера российской сборной по футболу Гуса Хиддинка из-за конфликта с Мутко. Несмотря на неудачи российской сборной последнее время, Хиддинк воспринимается населением как наилучший вариант спасения национального футбола. Любой российский тренер, на чем настаивает Мутко, заведомо будет оцениваться как проигрышная фигура. Напрямую ситуация с главным тренером российской сборной и итогами Олимпиады не связана. Но это вносит свой вклад в общее отношение к фигуре Мутко.

Новый подход Медведева к кадровой политике основан, видимо, на своеобразии тандемократии. Опирающийся на поддержку Владимира Путина, Медведев в меньшей степени связан обязательствами со многими видными представителями правящей элиты, которые не являются его протеже. Путин, в свою очередь, поддерживает Медведева, способствуя реализации ряда предлагаемых им кадровых решений (но при этом действуя не своими руками, что позволяет смягчить негативные стороны увольнения «своих»). Он же в некоторых случаях корректирует действия Медведева – например, Путин согласился с уходом Мутко с поста главы РФС, но не министра спорта. В этом случае Мутко терял свой последний пост в Москве, что для Путина, видимо, недопустимо, так как речь идет о его выдвиженце.

Наконец, в-третьих, важнейшим выводом, который можно сделать из складывающейся ситуации по итогам Олимпиады – это повышение значимости для власти фактора общественного мнения, общественного недовольства. Эти факторы уже сыграли огромную роль в начале реформ и кадровых перестановок в системе МВД. Возможно, что на фоне финансово-экономического кризиса, острота которого в последнее время хотя и снизилась, но все же ярко показала ограниченность ресурсов власти, элита утрачивает уверенность в незыблемости социально-политической стабильности. Рост числа дискуссий внутри элиты (между Кудриным и Грызловым, консерваторами и либералами), массовость митинга протеста в Калининграде и консолидация всех оппозиционных сил в его ходе как прецедент, даже демарш парламентской оппозиции в Госдуме осенью прошлого года – все это усиливает ощущение того, что система приходит в движение. Общий уровень напряженности в сознании растет, а это, в свою очередь, заставляет более чутко реагировать на всплески общественного недовольства.

При этом и общество становится более требовательным, более способным к самоорганизации, что хорошо видно по реакции на ДТП с участием вице-президента НК «ЛУКойл» в Москве (подробнее об этом в материале ниже). Федерация автовладельцев России разыскала свидетелей аварии, указывающих на вину водителя топ-менеджера компании. В интернете пользователи подняли эту тему в число самых обсуждаемых, появились негативные ролики против «ЛУКойла». Столь широкого фронта атаки, образуемого стихийно, в России давно не наблюдалось.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центар политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net