Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

09.03.2010

Индустриализация начинается с автопрома

На заседании правительства 4 марта была рассмотрена, одобрена в целом и отправлена на окончательную доработку программа развития отечественного автопрома до 2020 года. Эта отрасль в 2008 г. создавала около 1% ВВП России (в 2009 г. доля упала до 0.6% ВВП), обеспечивает около 400 тыс. рабочих мест в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих и около 1 млн. рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.

Правительство выбрало разные стратегии развития для четырех разных сегментов автомобильного отрасли. Рассматривались стратегии Текущий вектор, то есть инерционный, Закрытый рынок, Партнерство с тарифной защитой и без нее, Крупный экспортер.

Для сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей – ввиду нехватки внутренних источников финансирования и отставания по технологической базе – был выбран сценарий, основанный на партнерстве с иностранными производителями, а именно «Партнерство без тарифной защиты».

Для сегмента грузовиков и автобусов выбран более амбициозный сценарий - «Крупный экспортер», основанный однако также на значительном привлечении прямых иностранных инвестиций.

Сценарий для легковых автомобилей предполагает к 2020г. рост выпуска до 3.15 млн. штук, то есть на 16% в год после 2009 г., когда было выпущено 597 тысяч машин, или 40,6% к уровню 2008 г.

Правительство при этом рассчитывает на уменьшение к 2020 г. доля импорта до 20% при нулевом импорте подержанных машин, незначительный объем экспорта в СНГ- 8% от производства. Предполагается, что внутреннее производство будет разделено примерно в равных долях между двумя производителями, созданными на основе партнерства с иностранцами - 52% (1,65 млн. шт.) и 4-5 чисто иностранными локализованными производителями.

На основе реализации стратегии предполагается доведение доля автомобильной отрасли в целом в ВВП до 2.4% ВВП и за 10 лет создать 18 новых моделей автомобилей всех видов. Общая стоимость 10-летней программы развития отрасли оценивается в 1.2-1,8 трлн. руб. (то есть 4-6 млрд. долл. а год), при этом 584 млрд. рублей отнесены на счет российских участников рынка, а господдержка оценивается в 180 млрд. рублей.

В 2010 году участники рынка должны инвестировать 55 млрд. руб., бюджетная поддержка, по оценке, составит 20-24 млрд. руб. В 2011 году объем вложений, как ожидается, составит 135 млрд. руб., а бюджетная поддержка увеличится до почти 40 млрд. руб. Будет также рассматриваться вопрос о компенсации до 2015 года части процентных ставок по кредитам для автопрома в размере около 60 млрд. руб. бюджетных средств. Расходы федерального бюджета на софинансирование разработки новых проектов оцениваются в 24 млрд. руб. Первоначально предлагалось направить 150 млрд. руб. на покупку зарубежных активов, однако пока рассмотрение этого вопроса отложено.

Планируется, что основные инвестиции в отрасль должны быть осуществлены до 2013 года, чтобы способствовать быстрому восстановлению после кризиса одного из возможных локомотивов российской экономики. Содержательно программа включает следующие разделы:

- Развитие производств автомобильных компонентов и техники

- Модернизация и «инновационное обновление» производства

- Проведение НИОКР

- Создание совместных предприятий с иностранцами.

Автокомпонентные производства планируется разместить в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, что, по мнению правительства, сможет решить проблему диверсификации в моногородах, способствовать развития транспортной инфраструктуры и приведет к созданию дополнительных рабочих мест.

Динамика импорта на рынке легковых (ЛА) и грузовых автомобилей (ГА) по прогнозам Минпромторга России

Источник: Минпромторг

На обновление основных фондов будет потрачено около 330 млрд., на НИОКР – 100 млрд. По сути основным источником внедряемых инноваций будут иностранные компании. Ведь сумма в 100 млрд. рублей, выделяемая на отечественные НИОКР всей отрасли, сравнима с двухлетней программой Daimler AG стоимостью 2 млрд. евро по развитию лишь гибридных и электрических двигателей. При этом отечественные НИОКР включают и разработки по созданию автотранспортных систем для освоения Луны и шельфа Северно-ледовитого океана. Таким образом предполагается, что именно вложения иностранцев будут способствовать росту инновационности производства в корневом для российского автопрома бизнесе – производстве собственно автомобилей. Но скорее всего это приведет лишь к адаптации зарубежных технологий, а не к созданию новых прорывных российского происхождения. Да и про развитие кадров для осуществления отечественных разработок в программе не предусматривается.В целом программа выглядит привлекательно и даже красиво, но учитывая низкую долю собственно средств бюджета в ее реализации, вероятность ее реализации в заданных форматах в значительной степени определяется стратегиями, которые выберут частные инвесторы, при этом в значительной степени иностранцы, а предсказать поведение частного инвестора да еще на горизонте в 20 лет не брался даже такой знаменитый экономист как Дж. М. Кейнс.

Валерий Миронов, Ольга Пономаренко

Материал подготовлен Центром развития

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net