Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.03.2010 | Татьяна Становая
Режимное испытание
Очередное происшествие с участием сотрудников правоохранительных органов взорвало информационное пространство. На этот раз в центре внимания оказались сотрудники ГИБДД, которые выстроил автомобили в качестве «живого щита», чтобы остановить несущегося по МКАДу преступника. Важно отметить, что снова огромную роль в привлечении внимания общественности сыграло размещение в сети Интернет видео-ролика участника события. Водитель Mercedes Сергей Сутягин в своем обращении подробно рассказывает о произошедшем и задается вопросом, чего стоят человеческие жизни в России.
К ситуации сразу подключились правозащитные организации, прежде всего, Движение автомобилистов России, которое давно и активно выдвигает политические лозунги, участвуя в протестных акциях по всей России. Движение призывает возбудить уголовные дела в отношении сотрудников ГИБДД. «Нельзя допустить, чтобы инспекторы, рисковавшие жизнями простых людей, понесли наказание, как будто было совершено не уголовное преступление, а только гражданское», - заявил вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский в интервью «Интерфаксу». По его словам, автомобилисты не обязаны были вообще помогать милиционерам, так как те действовали неправомерно. Ольшанский подчеркнул, что в таких случаях нужно звонить по телефону 02, потому что, по правилам дорожного движения, у автомобилистов только две обязанности: остановиться по требованию сотрудника милиции и предъявить документы.
Реакция ГИБДД последовала не сразу и была достаточно невнятной. В Управлении ГИБДД по Москве заявили «Эхо Москвы», что все комментарии по поводу инцидента можно будет получить только после завершения проверки. В то же время представители руководства третьего батальона спецполка ДПС, который обслуживает этот участок МКАД, сказали, что не давали подчиненным разрешения на подобные действия, сообщал телеканал «Россия 24».
По мере нарастания реакции, ГИБДД была вынуждена реагировать более активно. Однако до сих пор, ГИБДД отрицает сам факт того, что из автомобилей был выстроен «живой щит». Первый замначальника Управления ГАИ столицы полковник Игорь Исаев заявил, что «одним взмахом руки на скоростной магистрали, коей является МКАД, тем более, в темное время суток, невозможно перекрыть движение». По его версии, инспектор перекрыл вначале первый правый ряд, затем второй и так далее, а злоумышленник, скрывавшийся от милиции, увидев, что движение останавливается, сначала притормозил, а потом вырвался, повредив две машины. Несколько милиционеров получили взыскания только за то, что не сумели поймать предполагаемого преступника на скрывшемся автомобиле, а также за действия без согласования с начальством. Это тоже отдельный вопрос: ведь, тем самым, начальство банально переводит ответственность на самый низкий уровень, одновременно прикрывая рядовых милиционеров от более серьезного преследования. О том, что тут необходимо заводить уголовное дело, говорят практически все правозащитные организации.
Попыткой хоть как-то сгладить ситуацию выглядит и заявление ГИБДД о том, что вопрос о возмещении материального ущерба будет рассмотрен. Полковник Игорь Исаев заверил, что «будет сделано все необходимое в рамках российского законодательства, чтобы автомобилисты, машины которых были повреждены на МКАД, получили компенсацию». Ранее Сергей Сутягин сообщал, что в компенсации ему было жестко отказано: если автомобили не были застрахованы по КАСКО, то государство тут, с точки зрения закона, получается никому ничего не должно. ГИБДД также принесло свои извинения участникам происшествия.
Сейчас СМИ вспоминают подобный инцидент в Белоруссии в 2008 году, где, однако, в результате выставления «живого щита» несколько человек были ранены. Тогда за подобное нарушение инспекторы получили два года условно. Дело было также очень резонансным, и власти страны просто не могли «умолчать» его. Однако в Белоруссии политический режим жестче, что, с одной стороны, позволяет в меньшей степени заботиться о проблемах прав человека, но с другой стороны, заставляет власть более жестко реагировать на острое недовольство снизу, не опасаясь пусть и минимальных, но все же репрессий против чиновников. В России, когда сам институт политического лидерства в условиях тандемократии и непонятно на кого ориентированной партии власти оказывается размыт, потребность остро реагировать на резонансные и остро негативные действия представителей власти снижается. Интересно, что Дмитрий Медведев как президент, как глава государства во многом политически зависим от поддержки Владимира Путина, на рейтинге которого сегодня строится режим. Однако Медведев, жестко реагируя, например, на провалы в работе МВД, апеллирует напрямую к обществу, имея при этом достаточно жесткие ограничители в своих действиях. Получается парадокс: Путин, который обладает всеми ресурсами для изменений в системе власти, не делает этого, потому что главным ответственным поставлен не он. Однако Медведев, который и должен отвечать, адекватно реагировать не имеет возможности.
Рост протестных настроений, но что самое важное – самоорганизация и подъем гражданского сознания за счет открытий возможностей в использовании интернета – могут стать очень серьезным испытанием для режима, который в нынешнем виде просто не создан для эффективного реагирования на запросы и требования «снизу». Он «заточен» на работу в условиях стабильности, отсутствия «политической жизни» внизу, отсутствия конкуренции. Теперь режиму придется либо учиться, адаптироваться к новым условиям «живой» политической реальности, либо саморазрушаться. В первый вариант, с учетом действующего «ручного управления» и низкой дееспособности «вертикали», верится с трудом.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.