Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.03.2010 | Николай Пахомов
Несостоявшаяся сенсация
У «Нью-Йорк Таймс» почти получился сенсационный материал – газета сообщила не только, что существующие экономические санкции против Ирана не эффективны, но и что миллиарды долларов из американского бюджета идут ведущим мировым и американским компаниям, которые активно работают на благо иранской экономики. Почему сенсации не вышло? Специалисты из материала не узнали ничего нового, а широкая публика, даже прочитав тревожную информацию в уважаемой газете, ничего предпринять против Ирана не сможет. Впрочем, мягко говоря, очень ограничены и возможности американских властей.
Эксперты «Нью-Йорк Таймс» нашли 74 компании, которые, по утверждениям газеты, получили в разной форме 107 миллиардов долларов от федерального правительства США, несмотря на то, что они активно работают в Иране. Анализ был сделан действительно тщательный, учли не только средства по контрактам, но и различные гранты и льготы.
Этим одним относительно небольшим материалом оказались затронуты многие проблемы американской внутренней и в целом международной политики. Во-первых, читателям напоминают о старом как мир правиле: политика политикой, но прибыли коммерсанты стараются добиться в любых условиях, в этом состоит сама суть экономики. Если ведущие американские компании, не обращая внимания на многочисленные и убедительные свидетельства зверств режима Гитлера, продолжали сотрудничество с нацистами до самого последнего момента, пока США не оказались с Германией в состоянии войны (а нефтяные компании тайно продолжали это сотрудничество и после), то ничего удивительного в провале санкций против Ирана тем более нет.
Теоретически Вашингтон может обуздать своих коммерсантов, но тут встаёт следующая проблема – среди компаний, о которых пишет «Нью-Йорк Таймс», много иностранных. Газета приводит очень показательный разговор горячего «неоконсерватора», бывшего у Буша-младшего заместителем госсекретаря и послом при ООН, Джона Болтона и японского посла в США. Американец заметил японскому коллеге, что японская государственная нефтяная компания Инпекс может быть подвержена санкциям за инвестирование двух миллиардов долларов в разработку месторождения в Иране. «Очень интересно, - ответил вежливый японец. – А как же так получилось, что Вы никогда не подвергали санкциям Европейский Союз?»Чем закончилась эта беседа, «Нью-Йорк Тайм» не сообщает. Возможно, Болтон пристыжено извинился. Факт же состоит в том, что, начав всерьёз бороться с Ираном экономическими санкциями, официальный Вашингтон вынужден будет бороться и со своими компаниями, и с зарубежными, причём последние будут из числа мировых лидеров. Такая борьба будет чревата негативными последствиями для американской экономики, переживающей сегодня далеко не лучшие времена.
Совершенно справедливо «Нью-Йорк Таймс» вспоминает, что достаточно широко санкции применяются против Судана, но режим президента Башира страдает от этого весьма умеренно. С экономической точки зрения Иран и Судан даже сравнивать нельзя: кроме Китая Судан никто защитить от санкций не торопится, по Ирану Америка сталкивается со всеми своими союзниками (кроме Израиля), да и с собственными компаниями. Закон, по которому против фирм, работающих в Иране, в Америке можно применять санкции действует с 1996-ого года. Однако, во-первых, при желании его можно обойти, во-вторых, даже сами американские власти в случае необходимости могут ограничить его действие, вывести нарушителей из-под действия санкций. За это, кстати сказать, в своё время активно выступал Дик Чейни, когда только заняв пост вице-президента, рассчитывал, что его бывший работодатель «Халибёртон», сможет работать в Иране в обход санкций. Но Иран – не Ирак, «Халибёртон» на контракты в заманчивой для нефтяников Исламской республике не рассчитывает.
Сегодня, например, в Иране активно работают вполне продемократические и прозападные бразильцы. Бразильский президент Лула однажды заявил даже в Белом доме, после встречи с Бушем, что позиция Вашингтона по Ирану для Бразилии не указ. Обвинять бразильцев в подлости не приходится – растущая по всей планете потребность в нефти и истощение запасов «чёрного золота» вынуждают всех играть по одним правилам, стремясь добыть или купить как можно больше нефти. Несмотря на поднятую экологическим лобби в США шумиху, даже Вашингтон с каждым годом всё больше будет ориентировать свою внешнюю политику на добычу для страны нефти и других энергоносителей из-за рубежа.
Что же касается вышедшей в «Нью-Йорк Таймс» статьи, то показательна реакция, точнее отсутствие таковой со стороны американских официальных лиц. Не обратили особенного внимания на сюжет и коллеги-журналисты. Есть такие темы, обсуждать которые в американских СМИ непринято – чем дольше обсуждать такие сюжеты, тем больше откроется беспокоящих публику вопросов без ответов. В конце концов, 107 миллиардов – не такие большие деньги, свои, доморощенные злодеи-финансисты, почти угробившие американскую и за компанию мировую экономики, получили из бюджета денег куда больше, да ещё и платят сами себе из этих средства премии.
Если бы кто-то из официальных лиц попытался, пользуясь статьёй в «Нью-Йорк Таймс», атаковать, скажем, «Шелл», то у компаний такого уровня всегда найдутся в арсенале средства, чтобы поставить на место любого храброго чиновника. В чём почти сенсационная статья убеждает, так это в том, что и у США, и у международного сообщества в целом сегодня очень мало средств, чтобы остановить иранскую ядерную программу, если она окончательно будет развиваться в военном направлении.
Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.