Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.03.2010 | Игорь Бунин
Новое правительство Украины: балансировка интересов
11 марта Верховная рада Украины проголосовала за создание новой коалиции, которая практически утвердила кандидатуру Николая Азарова премьер-министром Украины. Вскоре было сформировано и новое правительство, в котором пост вице-премьера по экономике получил Сергей Тигипко, занявший третье место по итогам выборов президента Украины. Новое правительства страны – большой политический успех Виктора Януковича, который создал для себя наиболее благоприятные условия управления, взяв под контроль исполнительную власть и опираясь на вновь созданное большинство в парламенте.
Новая коалиция
Формирование нового правительства было главной проблемой нового президента Украины Виктора Януковича, политические возможности которого были крайне ограничены: правительством руководила Юлия Тимошенко, не собиравшаяся в отставку, а в Верховной раде, пусть и формально, но действовала «оранжевая коалиция». Тем не менее, Янукович шаг за шагом сумел выстроить более или менее лояльную систему управления.
В первую очередь, он добился выдвижения вотума недоверия Юлии Тимошенко, которая была вынуждена уйти в отставку. Уже этот факт дал основания для оптимизма по поводу создания будущей коалиции. Главная проблема заключалась в том, что действовавший принцип позволял создавать коалиции только с участием фракций, а не отдельных депутатов. Этот принцип долгое время обеспечивал сохранность «оранжевой коалиции», несмотря на то, что де-факто большинством она уже не была: ряд депутатов вышли из нее, пытаясь спровоцировать развал коалиции. У Януковича в связи с этим было два варианта действий. Либо долгий и далеко не обреченный на успех торг с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко, который мог в лучшем случае привести к созданию идеологически противоречивой и нестабильной коалиции (при этом амбиции «нашеукраинцев» распространялись даже на пост премьера для Виктора Ющенко, что было явно нереалистично). Либо пересмотр правил игры с апелляцией к обществу и, опосредованно, к зарубежным партнерам Украины, уставшим от постоянного (фактически со второй половины 2006 года) противостояния между президентом и правительством и востребующим стабильность. При этом такой пересмотр мог не соответствовать украинской Конституции, но авторитет этого документа в современной Украине минимален из-за многочисленных изменений, внесенных в него при разрешении политического кризиса 2004 года. Янукович выбрал именно этот путь, начав переговоры с периферийными фигурами из «оранжевых» фракций (по данным украинских СМИ, имела место их банальная перекупка).
Поэтому вторым значительным успехом Виктора Януковича стало принятие поправок в закон о регламенте парламента, позволяющих присоединяться к коалиции отдельным депутатам (оппозиции считает эти поправки антиконституционными). После этого формирование большинства стало уже «делом техники».
11 марта спикер Верховной рады Владимир Литвин объявил о создании коалиции под названием «Стабильность и реформы», в которую вошли 235 народных депутатов: фракции Партии регионов, Блока Литвина, Коммунистической партии Украины и отдельных народных депутатов от других фракций. В состав ПР, БЛ и КПУ входит всего 219 депутатов. То есть от БЮТ и НУНС («Нашей Украины – Народной самообороны») к коалиции присоединились 16 «перебежчиков». За кандидатуру Николая Азарова проголосовало еще больше: 242 депутата. По данным депутата Леси Оробец, за него, в частности, проголосовали 11 НУ-НСовцев и 8 БЮТовцев.
Состав правительства и группы влияния
Новый состав правительства Украины позволяет сделать несколько важных выводов.
Во-первых, в политической системе управления Виктора Янукович выстроил себе достаточно лояльную и относительно управляемую систему даже по сравнению с самыми смелыми ожиданиями. Главной интригой был вопрос, сумеет ли Янукович, выстраивая коалицию, провести на пост премьера лояльного себе человека. Кроме того, возникал вопрос об оптимальном сочетании интересов основных групп влияния, составляющих основу Партии регионов. Среди них один из главных спонсоров партии Ринат Ахметов (группа СКМ), «газовики» (тесно связанные с газовыми контрактами с Россией и «отодвинутые» от них при Юлии Тимошенко), участники влиятельной «луганской» группы.
Назначение Азарова означает не только контроль «регионалов» над постом премьера, но и контроль лично Януковича над руководителем правительства: в самой партии регионов происходила весьма острая борьба вокруг этого. Ахметов хотел видеть на посту премьера Борис Колесникова, который занял в итоге лишь пост вице-премьера по Евро-2012. Другой представитель СКМ – Дмитрий Колесников – стал министром промышленности.
Зато представитель конкурирующей олигархической группы Сергей Левочкин занял пост главы администрации Януковича, а сама администрация усилена институционально (ранее она была секретариатом). Левочкин считается близким к группе «газовиков» - Дмитрию Фирташу (RUE) и Юрию Бойко, теперь вице-премьеру по ТЭКу. Напомним, что Россия давно конфликтует с Фирташем, а посредники в лице RUE были выведены из схем поставок газа в Украину. Сейчас Виктор Янукович планирует поставить вопрос о пересмотре газовых контрактов, что неизбежно образует сразу одну из потенциальных проблемных точек в отношениях с Москвой. Зато заместителем Левочкина стала Ирина Акимова, считающаяся ставленницей Рината Ахметова и выступающая за реформу энергетической сферы по стандартам ЕС.
Николай Азаров – правая рука Януковича, его доверенное лицо, фигура, которая не будет иметь самостоятельности, политической автономии. Одним из главных качеств Азарова является его генетическая близость к Москве. Он родился в России (в Калуге), окончил МГУ, работал в Подмосковье. Научную карьеру он начал делать в Украинской ССР, а политическую – уже в независимой Украине. В 1994-1998 гг. избирался в парламент, с 1996 по 2002 гг. возглавлял Государственную налоговую администрацию Украины при президенте. С ноября 2002 по февраль 2005 гг. Азаров занимает пост первого вице-премьера, министра финансов Украины в первом правительстве Виктора Януковича. После избрания в парламент весной 2006 г. возглавлял комитет по вопросам бюджета. 4 августа 2006 года во второй раз пришёл в Кабмин Януковича и снова стал первым вице-премьером, министром финансов. Руководил избирательным штабом Януковича на президентских выборах.
Первым вице-премьером стал Андрей Клюев – также фигура весьма близкая к Януковичу, но более автономная. Работал при нем вице-премьером в 2003-2004 и 2006-2007 годах, возглавлял предвыборный штаб Януковича на президентских выборах 2004 года. Предприниматель, владелец крупного пакета акций донецкой корпорации «Укрподшипник». Клюев также считается близким к RUE.
Вице-премьерами в правительстве Азарова стали, помимо Колесникова, Владимир Семиноженко (по гуманитарным вопросам), Владимир Сивкович (по силовым вопросам), Виктор Слаута (по вопросам АПК), Сергей Тигипко (по экономическим вопросам), Виктор Тихонов (по вопросам региональной политики). Сивкович и Тихонов являются членами ПР. Семиноженко является главой партии «Новая политика», Слаута уже побывал в Кабмине Януковича на посту аграрного министра. Виктор Тихонов имеет репутацию неофициального главы «луганского» клана в ПР, который в мае прошлого года открыто конфликтовал с Ахметовым и Колесниковым по поводу ответственности за «позор-2004».
Самым политически автономным в правительстве Януковича оказался Сергей Тигипко, который занял третье место на выборах президента и который вел переговоры о посте премьер-министра с Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем. Тот факт, что Тигипко согласился войти в правительство на индивидуальной основе, без лояльной ему команды, может значительно осложнить его политическое будущее. Одновременно это потенциально закладывает внутри кабинета конфликт: Тигипко как амбициозный политик с высоким рейтингом будет пытаться, не в последнюю очередь, самореализоваться. Сейчас Азаров поручил ему разработать кратко- и среднесрочную экономические программы, но здесь он может столкнуться как с интересами лоббистов в правительстве, так и с амбициями Акимовой, которая занимается экономикой в администрации президента.
При этом политические союзники Януковича получили не так много. По квоте Литвина назначены вице-премьер Семиноженко и Константин Ефименко - министр транспорта и связи. На должность министра экономики назначен бывший министр внутренних дел в 2006-2007 годах (по квоте социалистов), Василий Цушко, который сейчас представляет коммунистов. Попытки Януковича включить в правительство на индивидуальной основе знаковых политиков, не принадлежащих к числу «регионалов», завершились неудачей. Арсений Яценюк отказался от вхождения в состав кабинета, чтобы не компрометировать себя перед собственными избирателями, живущими преимущественно на западе страны и недовольными приходом к власти Януковича. Кроме того, его возможности в рамках правительства Азарова были бы крайне ограничены. Несколько иная ситуация сложилась с министром иностранных дел в кабинете Тимошенко Петром Порошенко – по данным СМИ, Янукович вначале намеревался сохранить за ним этот пост, но затем предложил ему другой - вице-премьера по евроинтеграции. Однако пока он это предложение не принял - видимо, потому что не ясен объем его реальных полномочий и характер взаимоотношений с МИДом. Таким образом, новое правительство осталось преимущественно «восточным», с доминирование Партии регионов. Эффекта «синтеза» интересов различных регионов страны - пусть даже виртуального, за счет привлечения нескольких символических фигур – добиться не удалось.
Своего рода уступкой Виктору Ющенко и части НУНС считается назначение нового главы СБУ. Вместо Валентина Наливайченко ее возглавил миллионер, глава наблюдательного совета «Интера» Валерий Хорошковский. При Ющенко он занимал пост главы таможни, затем стал первым замом главы СБУ, имея при этом крайне конфликтные отношения с Юлией Тимошенко. Однако более важно, что, по данным СМИ, он связан с Дмитрием Фирташем – одним из собственников RUE. Возможно, что бизнес-окружение Ющенко смогло договориться с нынешним президентом в обход прежнего. Впрочем, еще одно решение Януковича – в настоящее время не менять главу Нацбанка Владимира Стельмаха – может считаться позитивным жестом в отношении Ющенко, сторонником которого считается Стельмах (на отставке председателя Нацбанка в свою бытность премьером активно настаивала Тимошенко). Срок полномочий Стельмаха официально истек 16 декабря 2009 года, но он продолжает исполнять свои обязанности. Показательно, что Янукович особо попросил Азарова больше не делать заявлений о наличии других кандидатур на эту должность: «Премьер-министр заявил, что уже есть три кандидатуры на эту должность. Я хотел бы попросить, чтобы Вы не бросались такими словами и считались с мои мнением, в мои планы не входит на этом этапе замена председателя НБУ», - сказал он.
Во-вторых, новый кабинет министров вынужден столкнуться с острыми финансово-экономическими проблемами в стране. Как заявил Азаров сразу после избрания, «страна разграблена, казна пуста, долг государства вырос в три раза, а бюджета нет». Многие наблюдатели ожидают, что правительство будет вынуждено пойти на непопулярные реформы, сокращение расходов. Побывав в России, Янукович ставил вопрос о получении от России помощи в том или ином виде (снижение цен на газ, кредиты, повышение ставок транзита). Иными словами, новый кабинет будет вынужден брать на себя ответственность за ухудшение социально-экономического положения в стране.
При этом именно в экономическом блоке образуется больше всего проблем и противоречий. Тигипко известен своими либеральными взглядами, определенным видением предстоящих экономических реформ, в проведении которых он оказался лишен и команды, и механизмов. Азаров считается человеком, привыкшим к жесткому административному управлению. В администрации Януковича за экономику будет отвечать уже упомянутая Ирина Акимова – в прошлом министр экономики в теневом правительстве «регионалов». Она имеет репутацию либерала, получала научную степень на Западе. При этом Тигипко как главный идеолог нового правительства не получил ни одного «своего» министра в экономическом блоке. Новый министр экономики Цушко практически никогда не занимался вопросами экономики (не считая руководства совхозом и работы в комитете ВР по финансам и банковской деятельности, а также года во главе Одесской области). Министром финансов стал Федор Ярошенко, работавший и в Минфине, и в Нацбанке, и в налоговых органах. Ярошенко – человек Азарова – он был его замом в 1997-2002 гг. в Государственной налоговой администрации Украины. Кто в итоге будет играть лидирующую роль в определении экономической политики – неясно.
Оборона и внешняя политика
В-третьих, новый кабинет рассматривается с точки зрения новой внешнеполитической линии: более прагматичной, более рациональной и деидеологизированной, что должно повлиять на улучшение отношений с Россией.
Министром иностранных дел стал Константин Грищенко – бывший посол Украины в России. Грищенко возглавлял МИД Украины в 2003-2005 годах. С 2000 года был послом в США. В 1998-2000 возглавлял миссию Украины при НАТО, был послом Украины в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, постоянным представителем Украины в Организации по запрету химического оружия. По данным «Коммерсанта» новый министр подготовил уже программу налаживания отношений с Россией под названием «консервативная модернизация» - явный сигнал сразу обоим лидерам российского тандема.
Министром обороны стал Михаил Ежель, с 1996 по 2001 гг. занимавший должность заместителя министра обороны - командующего Военно-морскими силами Вооружённых сил Украины. С 2001 по 2003 гг. - главнокомандующий ВМС Украины. Он не принадлежит к числу офицеров, принявших украинскую присягу в 1992 году, во время острого конфликта на Черноморском флоте. В этот период он служил на Тихом океане, а в украинский флот перешел лишь в 1993 году, причем без конфликта с прежними сослуживцами. Период его командования ВМС Украины ознаменовался заметным «потеплением» в отношениях между российским Черноморским флотом и украинскими моряками. Первым его решением на новом посту было возобновление в июне 2010 года впервые после семилетнего перерыва совместных учений ВМС Украины и Черноморского флота России.
Для России также знаковым стало назначение министром образования Дмитрия Табачника, имеющего репутацию активного русофила. Его фамилия в Верховной раде при назначении вызвала гул протеста со стороны оппозиции. Табачник является одним из самых последовательных приверженцев предоставления русскому языку статуса государственного. Однако его возможности будут ограничены – сам формат участия Табачника в правительстве стал предметом сложных согласований внутри новой коалиции. Первоначально он претендовал на пост «гуманитарного» вице-премьера, но, в конце концов, эта должность досталась более совместимому с интеллигентскими кругами Украины Семиноженко. Табачнику достался менее значимый пост – само его включение в состав кабинета стало результатом личного влияния Януковича, который хочет выстроить приличные отношения с Россией. Характерно, впрочем, что заместитель руководителя его администрации Анна Герман не скрывает своих политических разногласий с Табачником: «Я не являюсь сторонницей и симпатиком этого политика. Но это самый профессиональный, компетентный и знающий специалист в области образования. Семиноженко, у которого очень интересный взгляд на развитие гуманитарной сферы, на развитие украинского языка, украинской культуры, украинского образования, будет контролировать деятельность Дмитрия Табачника. Я действительно много сделала, чтобы Табачник не стал вице-премьером по гуманитарным вопросам».
Ставка на отношения с Россией сейчас станет одной из первоочередных. Хотя мотивы тут вовсе не политические, а финансовые: от России ждут содействия в выходе из кризиса. Торг предстоит очень непростой: Украина готова пригласить «Газпром» к участию в приватизации областных газораспределительных сетей, к созданию консорциума по управлению ГТС, привлечению «Газпрома» к разработке месторождений на Черном море. Взамен Украина будет просить снижения цен на газ и льготные кредиты. Создать необходимую атмосферу должен отказ от интеграции в НАТО и комфортный для Москвы состав внешнеэкономической команды.
При этом стратегическим приоритетом в МИД Украины называют именно интеграцию в ЕС, что автоматически накладывает целый набор ограничителей на уступки Москве в политической и экономической сфере. Понятно, что Украина не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Янукович, будучи в Москве дал понять, что Украина не рассматривает вопрос о вступлении в Таможенный союз, так как это противоречит подготовке зоны свободной торговли с ЕС. И это уже выбранный политический вектор, даже несмотря на то, что Азаров имеет репутацию горячего сторонника ЕЭП и Таможенного союза.
Новое правительство лояльно Януковичу, опирается на большинство в Верховной раде, а также не вызывает сильного отторжения Москвы: казалось бы, основные условия для начала нормальной работы и выхода из перманентного политического кризиса обеспечены. Однако основными рисками сейчас будет балансировка интересов внутри новой команды: борьба за лидерство в экономическом блоке, конкуренция сторонников и противников пересмотра газовых соглашений с Россией, борьба за активы в рамках предстоящего нового этапа масштабной приватизации. При этом первостепенное значение сохраняет влияние последствий кризиса на текущее социально-экономическое положение: начало восстановления в экономике будет замедлять рост противоречий, усугубление кризиса – обострять их.
Игорь Бунин – Президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.