Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.03.2010 | Виктория Бессонова

За решетку — чтобы выжить

В пятницу, 26 марта, Государственная Дума планирует рассмотреть две законодательные инициативы, касающиеся темы незаконного оборота наркотиков. Депутат Государственной Думы Алексей Багаряков сообщил, что его фракция КПРФ поддержит законопроекты на голосовании. Можно с уверенностью утверждать, что по крайней мере одна из инициатив будет также поддержана значительной частью населения Российской Федерации. А именно: перевод немедицинского потребления наркотиков из категории правонарушений в категорию преступлений.

Объяснение простое. «Зачастую, для родителей наркоманов тюрьма — единственное спасение», - говорит глава НОБФ «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. - «Классический случай: ребенок закалывается, все выволок из дому. Может умереть, а то и прихватить кого-то с собой. И родители идут договариваться с милицией...»

Большинство согласных с криминализацией немедицинского потребления наркотиков страстно хотят хоть как-то улучшить ситуацию. «Сейчас максимальный срок, на который может быть осужден главарь крупной наркосети, составляет 20 лет лишения свободы. Я сторонник снятия моратория на запрет смертной казни и считаю, что наркоторговцы вполне заслуживают смертного приговора. Как в Китае!.. Совершенно очевидно, что штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, предусмотренный КоАП РФ за употребление наркотических средств или психотропных веществ, малоэффективен», - считает Алексей Багаряков. Одна из целей применения уголовного наказания — предупреждение совершения новых преступлений. Сама угроза его применения является мерой профилактики и может спасти кого-то от первой пробы. «В те годы, когда за употребление сажали, наркоманов было в тысячи раз меньше, чем сейчас. Это был один из сдерживающих факторов, но очень мощный и действенный. Боялись все», - говорит Евгений Ройзман.

«Я не видела законопроект и не могу сказать, поддерживаю его или не поддерживаю», - комментирует ситуацию Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович (фракция «Единая Россия»). - «Я считаю, что должны быть все уровни наказания — начиная от административного и заканчивая уголовным, потому что есть люди, которые вовлекли и т.д. Нельзя выдергивать один только элемент: «за употребление». Чистая уголовная ответственность может оказаться достаточно губительной - при сегодняшней следственной и судебной практике много людей могут просто пострадать...»

«Фракция «Справедливая Россия», насколько я помню, обсуждала это предложение ЛДПР и было принято решение не голосовать. Я считаю, что ключевые люди, которых надо наказывать — это те, кто продает наркотики, занимается распространением. Я думаю, что люди, которые употребляют, часто действительно больны. То есть это сложная индивидуальная история, при которой стандартное уголовное наказание не следует применять», - сформулировал свою позицию заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев.

Если наркомания и болезнь — то очень, очень специфическая. Без наркотика организм начнет восстанавливаться, мозги — включаться, а жизнь — продолжаться. Это главное, что может дать заключение наркоману. Было бы, где потом зацепиться и кому подхватить. Помочь вернуть ценности, найти смысл, оживить душу. И наоборот, доступность того, что сами наркоманы нередко называют «лекарством», ведет только к смерти. По пути распространяя заразу, ломая жизни и порождая преступность.

Но есть ли смысл отправлять наркоманов вагонами в лагеря, если сейчас наркотики можно достать и там. Если с зоны умудряются торговать. В таких условиях заключение не дает особых шансов наркоману. Оно дает временную передышку близким, которых безжалостно терроризирует наркоман. Это немало. Но можно попробовать сделать больше.

Рассматриваемое законопроектное предложение депутатов из ЛДПР об установлении уголовной ответственности за наркопотребление оставляет ощущение, что им самим не видится его счастливой судьбы. Достаточно проследить за словами главного автора - Владимира Жириновского. Например, в августе 2001-го он выступил в пользу легализации марихуаны (Регион-Информ, 23.08.2001). А через пару недель предложил уничтожать посевы конопли с применением химического и бактериологического оружия (СаратовБизнесКонсалтинг, 06.09.2001). В апреле 2003-го в прямом эфире радиостанции «Спутник» лидер ЛДПР признался, что в детстве курил «траву» и снова выступил за легализацию легких наркотиков (Газета.ру, 10.04.2003). А в ноябре 2003-го опять «переобулся» и внес этот самый законопроект об установлении уголовной ответственности за наркопотребление...

Убеждена, этот законопроект будет справедливо отклонен. Убеждена, что сразу же следует принять другой. О принудительном лечении. Амбулаторном и стационарном. В среде, свободной от наркотиков. По решению суда. Зачастую как альтернатива наказанию. Со всесторонним жестким контролем. И — непременно — с одновременной социализацией. Чтобы «загнать» в ремиссию. Дать возможность оценить жизнь трезвыми глазами. И найти в этом кайф. Чтобы в следующий раз при соблазне у наркомана был шанс заглушить в себе голос наркотика. И стать «бывшим» наркоманом. Человеком. А не оболочкой. Пусть нет гарантий, но есть шанс.

«Считаю, что во многих случаях следовало бы принудительно лечить. Но применить ко всем одинаковый стандартный прием вряд ли возможно», - говорит Иван Грачев.

«Не каждый человек, который употребляет наркотики, должен сразу сесть. Может быть, ему нужна помощь — он больной человек. В данном случае мы посадим — и потеряем человека. А можем спасти ему жизнь», - поясняет Наталья Карпович. - «Должна быть комплексная система мер: административная ответственность, уголовная ответственность, принудительное лечение. На самом деле мы все должны бороться за жизнь человека. Потому что понимаем, что это болезнь...»

«Принудительное лечение было бы оптимально. Когда я был депутатом Госдумы, мы готовили проект. Завершить не успели. Наработки передали всем, кто попросил. Пойман в состоянии опьянения - правоохранительные органы совместно с наркологами имеют достаточные основания направить материалы в суд. Но, к сожалению, закона о принудительном лечении нет, система ЛТП и государственной наркологии полностью разрушена. И человек остается один на один со своей проблемой. Отсюда сверхсмертность и сумасшедшая преступность», - комментирует Евгений Ройзман.

«Необходимо вернуться к опыту СССР по созданию лечебно-трудовых профилакториев, где больных наркоманией и алкоголизмом лечить принудительно. Наркомания – это болезнь, с которой самостоятельно человеку справиться практически невозможно. Принуждение к лечению это не ущемление прав человека, как утверждают некоторые, это действия во благо человека» - считает Алексей Багаряков.

О разработке закона о принудительном лечении наркомании рапортуют уже много лет. По всей видимости, не могут преодолеть сопротивление. И донести до первых лиц государства самую главную мысль: «Принуждение к лечению от наркомании - это не ущемление прав человека. Это действия во благо человека». Во благо наркомана. Его близких. Всего общества. Нашей страны.

Виктория Бессонова - политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net