Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.03.2010 | Николай Пахомов

Легальная коррупция

Этимология слова «коррупция» помогает пониманию его смысла: в латинском языке так называлась порча. Когда властители принимают решения, руководствуясь не соображениями процветания государства и общества, а своими интересами, зачастую выраженными в денежной форме, всё государственная машина буксует и портится, не решает стоящих перед ней задач. Насколько же в каждом конкретном случае коррупция законна, вопрос уже второстепенный. Американские политические будни полны примерами, в этом убеждающими.

Пару недель назад много шуму было вокруг нескольких нарушений, допущенных губернатором Нью-Йорк Патерсоном и членами его команды. (Среди прочего правитель, пользуясь служебным положением, доставал билеты на финал по бейсболу. Теперь, оправдываясь, он утверждает, что всё равно слеп, соответственно, матчем насладиться не мог.) В это же время с поста руководителя комитета конгресса по налогам ушёл гарлемский представитель Рангель, ветеран-законодатель, известный любитель красивой жизни, оплачивать которую хватает желающих среди заинтересованных в благосклонности Рангеля компаний.

Однако прошедшая неделя добавила новых любопытных нюансов двум другим давним сюжетам: администрация Обамы приостановила финансирование строительства забора вдоль границы с Мексикой, а европейский авиастроительный концерн EADS объявил, что не будет участвовать в конкурсе на право поставлять американским ВВС новый самолёт-заправщик.

Обе истории несколько последних лет развиваются по всем канонам комедии абсурда. Злоключения заказа на самолёты начались в 2004-ом году. В конкурсе участвуют два производителя – «Боинг» и EADS в союзе с американским «Нортропом». Периодически объявляют победителей, но практически сразу же проигравшая сторона организует своих сторонников в высоких вашингтонских кабинетах, результаты объявляются недействительными, а иногда кое-кого из конкурсной комиссии даже сажают.

За последнее время в этой борьбе наметилось некоторое преимущество у «Боинга». Этой компании легче взывать к патриотическим чувствам общественности, конгрессменов и пентагоновских чиновников. Разбираться же по сути всем недосуг – известно, что если контракт будет получен американо-европейским альянсом, то самолёты будут собираться в Алабаме, в то время, как «Боинг» всё более интернационализирует свои операции.

В «Боинге» решили убрать конкурентов заранее, и последняя спецификация параметров самолёта для конкурса была списана с параметров боинговского заправщика. Европейцы обиделись и заявили, что в таком конкурсе участвовать не будут вообще. За «своих» заступились президент Саркози и канцлер Меркель, мол, глобализация, свободная торговля, дружба, честная конкуренция, а тут такая дискриминация!

Европа много покупает американского оружия, продолжают президент и канцлер. Аргумент странный – получит контракт «Боинг» и будут, вероятно, покупать в России. Да и в целом прославление свободной торговли выглядит надуманным: отчего-то в Брюсселе и европейских столицах про него не вспоминают, когда, например, африканские сельхозпроизводители добиваются доступа на европейские рынки. Уж точно не убедят европейцы таким осуждением протекционизма никого в Вашингтоне. Своим демаршем EADS также никого не напугает. Правила конкурса поменяют только, если это будет кем-то оплачено. Причём не обязательно примитивной и откровенной взяткой. Основные форматы – оплата предвыборных расходов и/или наём лоббистов. С влиянием «Боинга» же и вовсе конкурировать трудно, в этом убеждает ещё одна долгоиграющая история – про строительство забора вдоль мексиканской границы.

Любителям посмеяться это строительство уже давно даёт обильную пищу. Подрядчиком выступает «Боинг», цена вопроса 1,1 миллиарда долларов. (Впрочем, у американских компаний при исполнении правительственных контрактов наработана большая практика превышения заявленной сметы иногда в разы.) «Боинг» хвалится своим знанием высоких технологий, однако с самого начала в проекте ограды отчего-то не учёл множество самых элементарных соображений. Например, того, что мексикано-американская граница проходит по пустыне, где днём жарко, а камеры наблюдения на солнце перегреваются. Или что пока сигнал с приграничных камер дойдёт до центра наблюдения, и высланные центром патрульные доберутся до места нарушения границы, нарушители будут уже далеко.

Намерение Белого Дома остановить финансирование этой программы можно только приветствовать. Однако намерение озвучено и в дело вступают лоббисты – в пылу дебатов о реформе здравоохранения контратака «Боинга» ради продолжения проекта может оказаться успешной. Лоббисты дело своё знают. Скажем, когда недавно было объявлено о сокращении финансирования НАСА, известные американские космонавты заявили, что сокращение финансирования космоса нанесёт тяжелейший удар по американским имперским амбициям.

Обвинение, конечно, тяжёлое. Однако Обаму на выборах поддержали в том числе и потому, что многим американцам вместо имперских амбиций важнее решение повседневных проблем. А для такого решения зачастую и нет денег, идущих на многочисленные бессмысленные проекты, вроде строительства камер видеонаблюдения в пустыне. С этой точки зрения растаскивание государственного бюджета на милые сердцу отдельных конгрессменов или компаний проекты оказываются настоящей коррупцией, хотя деятельность лоббистов и предвыборные подношения в данном случае совершенно законны.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net