Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.03.2010 | Николай Пахомов

Легальная коррупция

Этимология слова «коррупция» помогает пониманию его смысла: в латинском языке так называлась порча. Когда властители принимают решения, руководствуясь не соображениями процветания государства и общества, а своими интересами, зачастую выраженными в денежной форме, всё государственная машина буксует и портится, не решает стоящих перед ней задач. Насколько же в каждом конкретном случае коррупция законна, вопрос уже второстепенный. Американские политические будни полны примерами, в этом убеждающими.

Пару недель назад много шуму было вокруг нескольких нарушений, допущенных губернатором Нью-Йорк Патерсоном и членами его команды. (Среди прочего правитель, пользуясь служебным положением, доставал билеты на финал по бейсболу. Теперь, оправдываясь, он утверждает, что всё равно слеп, соответственно, матчем насладиться не мог.) В это же время с поста руководителя комитета конгресса по налогам ушёл гарлемский представитель Рангель, ветеран-законодатель, известный любитель красивой жизни, оплачивать которую хватает желающих среди заинтересованных в благосклонности Рангеля компаний.

Однако прошедшая неделя добавила новых любопытных нюансов двум другим давним сюжетам: администрация Обамы приостановила финансирование строительства забора вдоль границы с Мексикой, а европейский авиастроительный концерн EADS объявил, что не будет участвовать в конкурсе на право поставлять американским ВВС новый самолёт-заправщик.

Обе истории несколько последних лет развиваются по всем канонам комедии абсурда. Злоключения заказа на самолёты начались в 2004-ом году. В конкурсе участвуют два производителя – «Боинг» и EADS в союзе с американским «Нортропом». Периодически объявляют победителей, но практически сразу же проигравшая сторона организует своих сторонников в высоких вашингтонских кабинетах, результаты объявляются недействительными, а иногда кое-кого из конкурсной комиссии даже сажают.

За последнее время в этой борьбе наметилось некоторое преимущество у «Боинга». Этой компании легче взывать к патриотическим чувствам общественности, конгрессменов и пентагоновских чиновников. Разбираться же по сути всем недосуг – известно, что если контракт будет получен американо-европейским альянсом, то самолёты будут собираться в Алабаме, в то время, как «Боинг» всё более интернационализирует свои операции.

В «Боинге» решили убрать конкурентов заранее, и последняя спецификация параметров самолёта для конкурса была списана с параметров боинговского заправщика. Европейцы обиделись и заявили, что в таком конкурсе участвовать не будут вообще. За «своих» заступились президент Саркози и канцлер Меркель, мол, глобализация, свободная торговля, дружба, честная конкуренция, а тут такая дискриминация!

Европа много покупает американского оружия, продолжают президент и канцлер. Аргумент странный – получит контракт «Боинг» и будут, вероятно, покупать в России. Да и в целом прославление свободной торговли выглядит надуманным: отчего-то в Брюсселе и европейских столицах про него не вспоминают, когда, например, африканские сельхозпроизводители добиваются доступа на европейские рынки. Уж точно не убедят европейцы таким осуждением протекционизма никого в Вашингтоне. Своим демаршем EADS также никого не напугает. Правила конкурса поменяют только, если это будет кем-то оплачено. Причём не обязательно примитивной и откровенной взяткой. Основные форматы – оплата предвыборных расходов и/или наём лоббистов. С влиянием «Боинга» же и вовсе конкурировать трудно, в этом убеждает ещё одна долгоиграющая история – про строительство забора вдоль мексиканской границы.

Любителям посмеяться это строительство уже давно даёт обильную пищу. Подрядчиком выступает «Боинг», цена вопроса 1,1 миллиарда долларов. (Впрочем, у американских компаний при исполнении правительственных контрактов наработана большая практика превышения заявленной сметы иногда в разы.) «Боинг» хвалится своим знанием высоких технологий, однако с самого начала в проекте ограды отчего-то не учёл множество самых элементарных соображений. Например, того, что мексикано-американская граница проходит по пустыне, где днём жарко, а камеры наблюдения на солнце перегреваются. Или что пока сигнал с приграничных камер дойдёт до центра наблюдения, и высланные центром патрульные доберутся до места нарушения границы, нарушители будут уже далеко.

Намерение Белого Дома остановить финансирование этой программы можно только приветствовать. Однако намерение озвучено и в дело вступают лоббисты – в пылу дебатов о реформе здравоохранения контратака «Боинга» ради продолжения проекта может оказаться успешной. Лоббисты дело своё знают. Скажем, когда недавно было объявлено о сокращении финансирования НАСА, известные американские космонавты заявили, что сокращение финансирования космоса нанесёт тяжелейший удар по американским имперским амбициям.

Обвинение, конечно, тяжёлое. Однако Обаму на выборах поддержали в том числе и потому, что многим американцам вместо имперских амбиций важнее решение повседневных проблем. А для такого решения зачастую и нет денег, идущих на многочисленные бессмысленные проекты, вроде строительства камер видеонаблюдения в пустыне. С этой точки зрения растаскивание государственного бюджета на милые сердцу отдельных конгрессменов или компаний проекты оказываются настоящей коррупцией, хотя деятельность лоббистов и предвыборные подношения в данном случае совершенно законны.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net