Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.04.2010 | Татьяна Становая
Второй этап реформы «силовиков»?
Теракты в Москве снова поставили вопрос об эффективности российских «силовиков». Несмотря на то, что они в публичном пространстве выглядят скорее как следствие успешности антитеррористической кампании на Северном Кавказе (в отличие от прошлых терактов, когда это выглядело проявлением неэффективности спецслужб), именно сейчас правоохранительные органы оказываются наиболее уязвимы для реформ. И связано это вовсе не со степенью ответственности за трагедии, а с тем, что «силовики» политически слабеют и главные преграды на пути их реформирования исчезают.
Можно предположить, что теракты спровоцировали начало институциональных реформ - второго этапа разрушения «путинской» неформальной системы построения и управления правоохранительными органами.
Первый этап сопровождал реализацию проекта «преемник»: Дмитрий Медведев избрался президентом России, а Владимир Путин стал премьером, что требовало изменений и в отношении «силовых» органов. Тем более, что к тому времени встал вопрос не просто о лояльности новому главе, но и прекращении бесконечных «межклановых войн». Напомним, что борьба велась, по сути, между двумя группами «силовиков»: к первой относятся глава ФСКН Виктор Черкесов, глава ФСО Евгений Муров и руководитель службы безопасности президента Виктор Золотов. Ко второй группе относились на тот момент заместитель главы администрации президента Игорь Сечин и глава ФСБ Николай Патрушев.
«Война» на определенном этапе закончилась отставкой близкого к Сечину Генпрокурора Владимира Устинова (после чего он постепенно «катился «вниз» - на пост министра юстиции, затем полпреда в Южном федеральном округе, недавно сильно урезанного выведением из него регионов Северного Кавказа), малоэффективными чистками в ФСБ (увольнения затем закончились восстановлениями), а также ответной атакой на Черкесова – арестом его «правой руки» Александра Бульбова (недавно «вышел под подписку», хотя его дело пока не закрыто). Институционально главный удар пришелся по Генпрокуратуре, из которой было выведено следствие в виде СКП, до сих пор воющее с прокуратурой (а если точнее, то едва ли не со всеми «силовиками»).
После избрания Медведева вопрос «войн» был закрыт снятием основных «фигурантов» со своих постов: Виктор Черкесов ушел с должности главы ФСКН и до сих пор находится в подвешенном положении. Он был назначен главой Рособоронпоставки, которое фактически не функционирует. Глава ФСБ Патрушев стал секретарем Совбеза – консультативного и маловлиятельного органа (хотя амбиций от этого у него не стало меньше). Игорь Сечин отвечает в правительстве за промышленность и ТЭК.
Таким образом, две крупнейшие группировки фактически были расформированы. Институты, которые находились под ними, ослаблены. МВД и ФСБ лишились своего «куратора» в Кремле в лице Сечина. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, который считался креатурой Патрушева, подвергался многочисленным атакам после расстрела майором Евсюковым посетителей универсама «Остров». Да и сам министр часто выступает с одиозными заявлениями (например, советует гражданам оказывать сопротивление милиции, если она не права) или прямо смешит публику, показывая как умеет сворачиваться в «кольцо» и садиться в позе «лотоса». Получается, что именно такое министерство легче реформировать, преодолевая сопротивление и «корпорации», и политических противников.
Ослаблены также ФСБ и НАК. Причем если ФСБ стала утрачивать свою сакральность за счет ослабления ее внешних политических союзников и кураторов, то НАК изначально не сумела стать дееспособной структурой, которая раздает обязательные для выполнения указания любым руководителям любого уровня власти. Это оказался внеинституциональный орган - де-факто филиал ФСБ. Как координирующий орган он также заметно уступает Совету Безопасности России, где каждую неделю проводит совещания президент России со всеми основными руководителями органов власти. Зачем на этом фоне НАК с огромными и при этом абсолютно неработающими полномочиями председателя Комитета (главы ФСБ), совершенно непонятно. Напомним, что в НАК входят почти все основные министры, «профильные» главы комитетов СФ и Госдумы, главы всех силовых структур. На региональном уровне существуют свои Комитеты во главе с губернаторами.
«Надо посмотреть, как работает эта структура», - сказал в четверг Медведев на совещании с силовиками в Махачкале после терактов, произошедших в среду утром в дагестанском Кизляре. В результате двух взрывов в Кизляре погибли 12 человек. Медведев признал, что «любой орган не идеален». «Я жду соответствующих предложений от директора ФСБ», - сказал президент. Видимо, НАК будет сокращаться до размеров Федерального оперативного штаба – единственной структуры, проявляющей внутри НАК признаки жизни.
Тем временем, наступление на функции НАК уже началось и достаточно активно. В развитие указаний Дмитрия Медведева в Главном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ создан отдел по расследованию преступлений террористического характера. По некоторым данным, в последнее время СКП политически автономизируется от ФСБ (кульминацией этого стал конфликт Александра Бастрыкина и Владимира Максименко, руководящего управлением собственной безопасности). Кроме того, основные функции по обеспечению безопасности на транспорте теперь по распоряжению президента переданы в Минтранс. Как сказал глава Минтранса РФ Игорь Левитин, разработкой комплекса, обеспечивающего безопасность, займутся МВД, ФСБ и МЧС. И курировать все это будет уже не НАК, а гражданское ведомство.
Реформа НАК – лишь один из вопросов, которые поставила перед властью текущая ситуацию в виде прогремевших терактов. Однако таких вопросов много: это конкуренция СКП и Генпрокуратуры, это службы собственной безопасности при силовых органах, которые давно Кремль хочет «слить» в единую Федеральную службу расследований, это, наконец, неэффективная, система МВД, о реформе которой сейчас говорят в первую очередь. И, возможно, именно сейчас тот самый момент, когда для крупных институциональных реформ всей системы правоохранительных органов и повод есть, и политическая воля, и «кураторы» не мешают.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.