Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.04.2010 | Николай Пахомов
От деклараций к сотрудничеству
Визит Владимира Путина в Венесуэлу дал основания надеяться, что связи между Россией и латиноамериканской страной окончательно примут практический характер, а на смену обмену красивыми декларациями придёт долгосрочное сотрудничество, выгоды от которого для России можно будет подсчитывать в денежных единицах. Если это случится, то российско-венесуэльское партнёрство станет хорошим образцом для копирования, по крайней мере, на латиноамериканском векторе российской внешней политики.
Ещё несколько лет назад российско-венесуэльское сотрудничество при больших планах практического смысла имело немного: в Венесуэлу отправлялось российское оружие, в обратном направлении шли не гигантские, но солидные прибыли для российских оружейников и громкие декларация президента Чавеса. Последние грозили завести российско-венесуэльские связи и вовсе в тупик: к удовольствию ностальгирующих по холодной войне сообщалось, например, что в Венесуэлу прибыли российские военные моряки, видимо, для того чтобы грозить Соединённым Штатам, объявленным Чавесом врагом Венесуэлы и прогрессивного человечества.
Но для специалистов всегда было очевидно, что декларации Чавеса пусты, так как его режим зависит от обильных и бесперебойных поставок нефти в США. Для России же и вовсе бессмысленно пытаться извлечь в далекой стране дивиденды из пустых антиамериканских лозунгов. Теперь же, похоже, положение меняется: российско-венесуэльское сотрудничество начинает наполняться достойным содержанием. Прекрасно было бы, если бы Россия и Венесуэла могли бы строить это сотрудничество вокруг высоких технологий, но реальность для двух государств такова, что главной областью партнёрства суждено стать добыче энергоносителей. Учитывая рост всемирного спроса на энергоносители, намечающийся дефицит и, как следствие этого, рост цен на энергоносители на мировых рынках, плохого в таком формате сотрудничества нет ничего. Известно, что Венесуэла нефтью и газом богата, однако у администрации Чавеса очень сложные отношения с ведущими мировыми добывающими компаниями – в настоящий момент они, отказавшись от предложенных Каракасом условий работы, Венесуэлу покинули.
Правда, необходимо сделать важную оговорку: речь идёт о крупнейших международных частных компаниях. Ещё лет двадцать назад они доминировали в мировой добыче, однако сегодня свои позиции утратили, уступив государственным добытчикам, среди которых тон задают китайские компании. Но силы китайских добытчиков сегодня перенапряжены: с одной стороны, успешно они работают по всему миру (даже в Ираке уже первыми получили подряд на разработку), с другой, их всё чаще обвиняют в новом колониализме, когда они приходят в слаборазвитые страны, богатые природными ресурсами, для того, чтобы поскорее любыми путями добыть как можно больше сырья.
Китай к венесуэльской нефти проявляет интерес давно. Поставки по заключённым Каракасом и Пекином договорам установили мировой рекорд дальности – вокруг восточного побережья Южной Америки, а затем через весь Тихий Океан. Но даже эту, необходимую Китаю нефть нужно добыть, тут для российских добытчиков открываются хорошие возможности, в реализации которых должен помочь визит Путина.
С шумом покинувшие Венесуэлу западные компании сегодня для россиян не конкуренты, их бизнес-модель проста – добиваться сверхприбылей для акционеров. Когда же Чавес решил снизить эти прибыли налогами, необходимыми для его популистских социальных программ, страну они покинули. Не стоит удивляться, что сделали они это фактически вместе. Крупнейшие мировые нефтегазовые компании десятилетиями стараются максимально согласовывать свою деятельность, чтобы совместными усилиями «продавливать» оппонентов, будь то регулирующие их работу государственные органы, меньшие конкуренты, правозащитники или правительства богатых нефтью и газом стран. Однако своим уходом никого в Венесуэле они не напугали – желающих их заменить долго ждать не пришлось.
Сразу было понятно, что это будут государственные добывающие компании. У них другая логика работы – пока «частники» гонятся за быстрыми прибылями, государственные добытчики руководствуются стратегическими интересами и могут позволить себе не торопиться с извлечением прибыли, заложив прочный фундамент под свою долгосрочную работу. Пока выходит, что российские компании опередили своих китайских конкурентов. Объяснений того, почему это произошло, может быть несколько – возможно, Россия ещё может позволить себе свободу манёвра, не так остр в стране ресурсный голод, российские компании могут брать на себя затраты, для китайцев неприемлемые.
А возможно, основу этому успеху заложил предыдущий этап российско-венесуэльских отношений. В конце концов, пока далеко не всегда могут китайских оружейники конкурировать с российским ВПК. Да и Путин уже в ходе этого визита сделал несколько выпадов против США, аккуратным китайским руководителям неведомых, а для уха Чавеса очень приятных.
Заключённые по итогам визита Путина соглашения – не конечный результат долгой работы, а лишь веха в политике закрепления в важнейшем с ресурсной точки зрения регионе. Более того, учитывая значение Венесуэлы для энергетики США можно замахнуться и на большее – нефть и газ, добытые российскими компаниями на рынке США могут очень пригодиться. Особенно если учесть американскую арабофобию, а для Соединённых Штатов сегодня энергетическая безопасность заключается в диверсификации поставок топлива.
Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.