Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.04.2010 | Анатолий Медведев
«Перезагрузка»: начало или конец?
8 апреля в Праге подписан новый Договор о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Россия и США вели переговоры более года: соответствующее поручение два лидера дали своим правительствам и администрациям 1 апреля после первой встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Подписание договора – безусловный успех обоих лидеров, который при этом будет неоднозначно расцениваться внутри обеих стран. Это договор – результат большого компромисса. Россия добилась увязки наступательных и оборонительных потенциалов, но не сумела сделать эту увязку юридически ограничивающей право США на одностороннее развертывание систем ПРО. США не дали России «право вето» на это, но признали необходимость учета интересов России в этой сфере.
Договор предусматривает, что Россия и США сокращают и ограничивают свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем суммарное количество у каждой из сторон не превышали, во-первых, 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков. Во-вторых, не превышали 1055 единиц для боезарядов на них. И, в-третьих, не превышали 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также тяжелых бомбардировщиков.
В соответствии с данным соглашением упрощается верификационный механизм. Упрощены процедуры переоборудования и ликвидации средств СНВ, положения, связанные с информационным обменом, значительно сокращена номенклатура уведомлений. США и Россия пошли на согласование процедуры обмена телеметрической информацией, исходя из необходимости обеспечения дополнительной транспарентности и предсказуемости своих действий. При этом, какие именно данные будут переданы партнеру, каждая сторона определяет самостоятельно. Это было важнейшей уступкой США в пользу России.
При этом проблема ПРО реально так и не была решена (и, видимо, решиться не могла). Напомним, что Россия требовала жесткой увязки наступательных и оборонительных потенциалов. Иными словами, речь фактически шла о предоставлении России права «вето» на развертывание США системы ПРО в Европе. Для Вашингтона это было исключительно нереальное условие, и предметом переговоров была лишь общая увязка, что даже в таком виде остро критикуется внутри США противниками Обамы. Положение о взаимосвязи СНВ-ПРО прописано в самом Договоре и Москва настаивает на том, что эта увязка носит юридически обязывающую форму. Помимо этого, зафиксированы обязательства сторон не переоборудовать и не использовать пусковые установки МБР и БРПЛ для размещения в них противоракет и наоборот. Стороны также согласились обсуждать отличительные признаки противоракет от МБР и БРПЛ, а также пусковых установок противоракет от пусковых установок баллистических ракет.
Предметом торга на этом фоне стал своего рода «компенсационный пакет», которой создает набор инструментов и механизмов влияния, позволяющих России хоть как-то продвигать свои интересы в вопросе ПРО. Компенсационный пакет состоит из двух главных составляющих. Первый – это создание двусторонней комиссии, которая будет заниматься проблемой ПРО. Тем самым, Москва втягивает США в переговорный процесс по важной для себя теме, не позволяя игнорировать проблему.Второй – это право выхода из соглашения в случае, если Россия почувствует угрозу национальной безопасности из-за количественного и качественного наращивания потенциала ПРО США. Москва сможет сама определять степень такого влияния, и это специально оговорено в заявлении РФ, которое стало частью пакета документов Договора, а также в ответном заявлении США.
Как заявил ранее министр иностранных дел Сергей Лавров, договор об СНВ станет «первым документом такого рода, который является абсолютно равноправным как по духу, так и по букве». По его словам, «паритетность обеспечена во всех без исключения его компонентах, начиная с принципов, определяющих его философию, параметров, контрольных, верификационных и прочих процедур». Москва и Вашингтон убеждены, что Договор сбалансирован, отвечает интересам обеих сторон и будет способствовать укреплению безопасности во всем мире. Документ должны ратифицировать российский парламент и Конгресс США. Россия считает, что новый Договор заслуживает ратификации и должен вступить в силу.
Заключение договора об СНВ – главный итог и большой спех «перезагрузки», что может улучшить общий уровень доверия, хотя и не изменит ситуацию в этом кардинально. В любом случае можно говорить об установлении неплохих персональных отношений между Медведевым и Обамой (правда, хорошие личные отношения Путина и Джорджа буша не помешали развитию нового витка «холодной войны» в прошлые годы). Российский президент отметил, что лично с Бараком Обамой у него уже сложились «хорошие личные отношения, что называется «личной химией». То же самое Медведев говорил и об отношениях с Владимиром Путиным.
Оба лидера рассчитывают, что подписание Договора станет только началом пути улучшения отношений. Дмитрий Медведев заявил, что Договор по СНВ «поможет выйти на новую дорогу в российско-американских отношениях» и «продвинуться по пути формирования нового качества» отношений двух стран. Президент США Барак Обама назвал подписание Договора «важной вехой» в отношениях между Россией и Соединенными Штатами. Он также отметил, что «сегодня наши отношения перестали дрейфовать». Теперь это напрямую будет зависеть от политической воли США и готовности администрации Обамы вовлекать Россию в переговоры о новой системе ПРО. Проблемы в этом направлении станут началом конца «перезагрузки», угрожая не просто текущему состоянию, но и достигнутым ранее успехам.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.