Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.04.2010 | Сергей Михеев
ОКЭС – если не мы, то кто же...
Российский проект создания Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) пока встречает острожное отношение со стороны других стран региона. По крайней мере, объединить в этом проекте всю прикаспийскую пятёрку на данный момент крайне сложно. Выход один – создавать организацию самим и с теми, кто к этому готов. Остальные со временем подтянутся сами.
15-го апреля в Баку прошла международная конференция на тему «Россия и Азербайджан: через расширение межрегионального сотрудничества к укреплению стратегического партнёрства». С обеих сторон конференция имела достаточно высокое представительство. Помимо политических руководителей в работе конференции приняли участие также и представители экономических министерств и ведомств, бизнесмены.
В данном случае эта конференция интересна тем, что на ней, кроме двусторонних вопросов обсуждался и вопрос о возможном создании ОКЭС. Более того, этот вопрос был внесён в итоговое заявление участников конференции. Скорее всего, это было сделано по российской инициативе. Но вряд ли азербайджанские участники стали бы подписывать данное заявление, если бы были категорически против данной идеи.
Идея ОКЭС появилась года полтора назад и в частности была озвучена российским президентом Дмитрием Медведевым. Но пока практическая её реализация идёт довольно туго. Причины простые – в странах прикаспийской пятёрки (Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран, Туркменистан) нет согласия по целому ряду вопросов.
Одна из главных проблем – отсутствие окончательного соглашения по разделу акватории Каспийского моря. Точнее, его южной части, так как на севере Каспия фактически достигнуты договоренности между Россией, Казахстаном и Азербайджаном. На юге же споры между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном пока далеки от полного разрешения. И эта проблема естественным образом тянет за собой целый ворох других разногласий в сфере экономического освоения акваторий, безопасности, экологии, а в итоге и политические разногласия.
Как следствие, неспособность прикаспийских стран договориться между собой ставит вполне реальные ограничители для проектов более системного и взаимовыгодного сотрудничества стран региона. Ресурсный и логистический потенциал Каспия в идеале даёт возможность сделать этот регион одним из привлекательных и весьма значимых центров развития. Доходы от нефти, газа и их транспортировки, а также развития транзитных коридоров могли бы вкладываться в развитие инфраструктуры региона, закладывая потенциал для процветания в будущем уже на новом технологическом уровне, не ориентированном лишь на добычу и экспорт ресурсов. Но без реальных интеграционных усилий всё это будет невозможно.
Более того, разногласия между странами региона даёт прекрасную возможность разного рода внерегиональным игрокам «ловить рыбку в мутной воде». Чем они успешно и занимаются, сталкивая лбами прикаспийские государства. Чем больше сумятицы и неразберихи будет на Каспии, тем легче им будет решать свои проблемы и оправдывать рост собственного присутствия здесь. А количество, как известно, рано или поздно может перейти в качество.
Возможно, это прозвучит жёстко, но представляется совершенно очевидным тот факт, что, если прикаспийская «пятёрка» не сможет самостоятельно решить проблемы мирного и взаимовыгодного освоения Каспия, регулирования жизни в этом регионе на благо всех проживающих здесь народов, тогда, воспользовавшись разногласиями, это за них сделают другие. Причём сделают так, как это, в первую очередь, будет выгодно им.
Именно поэтому, на мой взгляд, медлить с началом реализации проекта ОКЭС не стоит. Будущее может нам этого и не простить. К сожалению, ждать пока все государства региона урегулируют все свои разногласия и придут к пониманию пользы от интеграции можно очень долго. Но исторический лимит времени не бесконечен.
В этой ситуации рациональным представляется единственный вариант действий – начать работу по созданию ОКЭС самим и привлекать к этому тех, кто реально готов к сотрудничеству. Возможно, у такого шага не будет прецедентов. Но тогда стоит его создать.
ОКЭС может начать работу на уровне независимых экспертов, привлекая затем самостоятельных экономических субъектов, а затем и органы государственной власти. В противном случае пятистороннего соглашения по данному поводу мы можем ни дождаться никогда.
Что касается основных партнёров то, на сегодняшний день речь может идти об Азербайджане и Казахстане. Это касается всего, начиная от экспертного сообщества, и, заканчивая органами власти. В реальности прикаспийская, постсоветская тройка – Россия, Казахстан и Азербайджан – уже де-факто оформилась в некое сообщество по причине наличия у них согласия о разделе акватории и ресурсов Каспия. Наиболее успешные примеры межгосударственного взаимодействия на Каспии и в других сферах также ограничиваются в основном тремя названными странами. Оформить это де-факто сложившееся сотрудничеству договорённостью о создании ОКЭС – вот главная цель ближайшего этапа реализации данного проекта.
Конечно, не стоит преувеличивать степень взаимодействия и взаимопонимания внутри тройки. Но лиха беда начало. По крайней мере, на фоне позиций Ирана и Туркменистана ситуация внутри тройки выглядит достаточно оптимистично.
Что же касается Тегерана и Ашхабада, то их претензии на обособленность могут в итоге обернуться против них. Вхождение в крупную региональную организацию стало бы для Тегерана весьма серьёзным фактором укрепления своих позиций в контексте перманентного конфликта с США и их ближайшими союзниками.
Что же касается Ашхабада, то туркменскому руководству также стоило бы смотреть дальше ближайших лет. Туркменистан всё более становится объектом внимания со стороны внешних сил. Сможет ли он удержать ситуацию под контролем в долгосрочной перспективе достаточно большой вопрос.
Никто не думает, что эта дорога будет простой. Представляется, однако, что объективная необходимость и польза создания формата, подобного ОКЭС, неоспорима. Такая организация жизненно необходима всем народам, населяющим побережье Каспийского моря и самому Каспию, как природному феномену. Такое сотрудничество особенно актуально в условиях геополитической нестабильности и экономического кризиса, которые мы сейчас наблюдаем. В трудных внешних условиях гораздо легче вместе, за столом переговоров решать региональные проблемы. Помешать реализации этой идеи могут, прежде всего, субъективные соображения, не имеющие ничего общего с подлинными интересами стран «пятёрки» и неспособность осознать необходимость общего ответа на стратегические вызовы времени в каспийском регионе.
Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.