Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

05.08.2010 | Александр Караваев

Российская база в Армении: прагматизм или долгосрочная стратегия присутствия?

Правительство России подготовило протокол меняющий содержание договора от 1995 года о порядке размещения 102 российской военной базы в Армении. Главная идея вносимых изменений – юридическое закрепление задачи долгосрочного обеспечения безопасности Армении со стороны России: пребывание базы будет продлено на 49 лет с автоматической пролонгацией на последующие пятилетние периоды. Согласно предварительной информации протокол может быть подписан в ходе предполагаемого в первой половине августа официального визита Дмитрия Медведева в Ереван (либо там же, в последней декаде августа в ходе саммита ОДКБ).

Данный шаг выглядит как продолжение линии заданной харьковскими соглашениями по Севастополю. Естественно в другом контексте. Для Украины Россия предложила дешевый газ, программу масштабных инвестиций и торговых преференций. В случае с Арменией обыграна действенная в местном политическом ландшафте ставка на перманентную угрозу со стороны соседей: Турции и Азербайджана. Если суммировать оба соглашения и еще вспомнить о новых базах в Абхазии, да плюс к тому не забыть и Габалинскую РЛС арендованную у Азербайджана (срок аренды истекает в 2012 году), то мы имеем дело с очевидным развитием – военно-стратегическое присутствие России в черноморо-каспийском регионе фундируется на полвека.

Можно ли говорить о некой новой стратегии Москвы пока не ясно. Военное присутствие необходимо рассматривать в комплексе с другими элементами внешней политики и экономического влияния государства. Политическую роль российской базы в Гюмри также необходимо рассмотреть с разных позиций.

Начнем с того, что собственно представляет база как военный объект. В ее состав включены мотострелковые, танковые и артиллерийские подразделения. Личный состав порядка 3,5 тысячи человек, к этому надо прибавить часть офицеров переведенных в Армении после вывода российских баз из Ахалкалаки и Батуми в 2007 году. Они размещены по военным городкам в Гюмри и Ереване. Вместе с семьями служащих базы набирается около 7 тысяч. Половина офицеров и почти сто процентов солдат-контрактников – это армяне, получившие сравнительно недавно и российское гражданство (обязательное условие службы на любой заграничной российской базе). Ротация предусмотрена через 5 лет службы. Офицерам и солдатам-контрактникам предлагают продолжить службу на территории России, чаще всего в СКВО (42 мотострелковая дивизия). Главная «изюминка», отличающая базу от других подобных объектов -- авиагруппа из 18 истребителей МиГ-29 и батарея зенитно-ракетных систем С-300В. ЗРК поставлена на боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ в 2002 году. Базу в Армении часто называют внешним форпостом российской оборонительной системы на Кавказе, по идее она призвана стыковать черноморский и каспийский регион безопасности. Система ПВО должна блокировать натовские самолеты ДРЛО "Авакс", постановщики помех "TR-1", сбивать баллистические и крылатые ракеты. От Гюмри до ближайшей базы НАТО в турецком Инджерлике – около 180 километров, до турецкой границы - семь.

Однако, строго говоря, этот объект лишь осколок мощной стратегической системы безопасности развернутой в советские годы вдоль границ Турции и Ирана. Тогда готовились к ядерной войне. Сегодня эта база предназначена для блокирования крупных региональных конфликтов. Но воздушное сообщение Армении с Россией, за счет которого и снабжается объект, осуществляется через воздушный коридор проходящий над территорией Грузии и Азербайджана. Грузия показала, что в состоянии сбивать российские военные самолеты (три Су-25, два Су-24 и один Ту-22М3). Таким образом, в отсутствии интегральной системы региональной безопасности, база в Гюмри пока является отдельной «точкой», скорее содействующей интересам Армении и лишь в перспективе ее можно рассматривать как объект несущий потенциальный ресурс усиления влияния России.

Но учитывая, что решение о продлении базирования обращено в будущее, его нужно признать прагматичным. Стало общепринятой аксиомой – «прагматизм» заменяет стратегию в эпохи отсутствия последней. Это не плохой выход, учитывая объективную для Москвы трудность определить четкую стратегическую линию в этой части мира. Прагматизм заключается в пролонгации военного объекта обеспечивающего присутствие России на стыке интересов США, Турции и Ирана. Уровень конфликтности в будущем здесь явно не снизится, а количество вызовов будет возрастать. Если Россия уйдет из Армении, ее заменят другие державы. При этом степень потенциальной напряженности качественно не снизится, но вектор опасностей будет направлен уже не в пользу экономическим интересам России в регионе: речь идет не только о влиянии России в Армении, но и в Азербайджане.

Анализируя роль этой базы необходимо сохранять в поле зрения общее содержание российской военной повестки. Москва ставит задачу выстроить с союзниками непрерывную, поверх конфронтационных узлов, систему безопасности на постсоветском пространстве. Есть ли к тому военные ресурсы и политическая возможность - вопрос дискуссионный. Если говорить о ресурсах, то определенные шаги в этом направлении делаются. Президент Медведев объявил полуторократное увеличение расходов на закупки современных вооружений и рассчитывает за 10 лет получить совершенно по-новому оснащенную армию. Такая армия в глазах соседей должна стать привлекательной структурой для сотрудничества и совместных операций.

С другой стороны, пока очень трудно говорить о военной интеграции. Хороших примеров очень мало. Но, тем не менее, после 2008 года заметно развивается тренд стягивания российского поля безопасности в СНГ. В период активности администрации Джорджа Буша эти действия Москвы подавлялись встречной политикой, большую роль в которой играла тема расширения НАТО. С очередным приходом к власти республиканцев этот тренд, безусловно, продолжится. Теперь же открылось временное окно, небольшой исторический промежуток, связанный с президентством Барака Обамы. В этот период у Москвы есть шанс выстроить долгоиграющие и конструктивно эффективные связи не только в области безопасности, но и в экономике. Наиболее четко это проявилось с Украиной. Этот момент российско-американского потепления удачно резонировал с изменением политического поля Украины, предвещающего долгое правление команды Януковича и, соответственно, возникновение удобной для Москвы формы диалога с Киевом.

На фоне Украины, Армения выглядит гораздо более стабильным военным партнером и кажется надолго пророссиской. Оранжевого поворота в стране не было. Политическое руководство Армении всегда отличалось высокой степенью комплиментарности к Москве, отсюда можно сделать вывод, что и «новые модернизаторы» которые в перспективе сорока лет (период действия договора о базе) придут к власти в Армении также не станут делать резких разворотов в сторону от России.

Но Москва запомнила урок преподнесенный ей Саакашвили. Напомним предысторию вывода российских баз из Грузии. В соответствии с решениями Бориса Ельцина, принятыми на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, Москва подтвердила намерение вывести все военные базы из Грузии. Считается, что четких временных параметров вывода перед Москвой не ставили, и тем более юридических обязательств на уровне российско-грузинских соглашений публично не существовало. С приходом к власти Михаила Саакашвили и началом конфронтации, грузинская дипломатия проявила недюжую активность, доказывая необходимость вывести российские базы максимально быстро. В мае 2005 года, глава МИД Саломе Зурабишвили привезла в Москву соглашение о выводе баз в течении трех лет. Сергей Иванов, в те годы в должности министра обороны говорил о технической невозможности вывода базы из Ахалкалаки и Батуми до 2012 года. Как известно, к середине 2007 года базы были выведены полностью. Вспоминая эту феерическую историю, Москва видимо стремится застраховаться от подобных кульбитов местной политики. Нынешняя Армения конечно не Грузия, в политическом сознании высокая роль фактора Карабаха, и соответственно опасения турецкой экспансии и азербайджанского реванша. Но на уровне риторики в Армении уже есть политики, которые ставят пребывание российской базы под вопрос. А если подобные «революционеры» придут к власти?

Обратим внимание на еще один аспект, речь идет о конкуренции систем безопасности. Перспектива НАТО в будущем для Армении не закрыта. В 2007 году, выступая на конференции "Южный Кавказ в XXI веке – проблемы и перспективы" спецпредставитель генсека НАТО в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Роберт Симонс сказал прямо, что если правительство Армении больше не пожелает, чтобы на его территории присутствовали российские военные базы, то альянс будет содействовать в этом вопросе Еревану. Западные дипломаты в Ереване постоянно подчеркивают участие Армении в операциях НАТО в Косово и Ираке. Поощряют развитие натовских программ в рамках IPAP. Все это конечно стимулирует осознание новых вариантов армянской безопасности.

При волевом повороте карабахской проблемы в сторону ее разрешения снимутся опасения перед азербайджанской военной операцией. Изменятся акценты и тогда на весь комплекс армянских проблем прозападная политическая элита Еревана может посмотреть под другим углом зрения. В логике такой модернизации безопасность Армении не может быть монополизирована Россией. Армянская независимость не связана с наличием российских или иных внешних сил на ее территории. Значит, возможны варианты, что ставит под сомнение необходимость сохранения базы как российской. Подобные тенденции уже проявляются. К примеру, за последние три года охрана армянских границ постепенно переходит от пограничных войск ФСБ РФ в руки Еревана, хотя поначалу она полностью зависела от российских пограничников.

Поэтому протокол, который должен подписать Медведев определенным образом страхует интересы военного доминирования России от возможного в перспективе радикального евро-тренда Армении. Сохраняя эту базу Россия остается участником как большой так и местной геополитической игры. Сейчас это не работает в полной мере, но для будущего, возможно, станет ресурсом. Кстати, похожим образом, с продлением аренды может решиться судьба Габалинской станции ПРО в Азербайджане после 2012 года. Но это другая тема.

Протокол по Гюмри, также показывает трудности взаимодействия через коллективную организацию. Выстроенные в рамках ОДКБ механизмы кошмарно не гибки, сопряжены с колоссальным политическим обременением. По настоящему рабочим остается лишь вектор укрепления двустороннего сотрудничества. Он работает в отличие от прочих. К примеру, в разных аспектах безопасности Москва работает с Баку (противодействие исламизму, борьба с наркотрафиком, обеспечение системы ПВО, поставки техники, военное образование), одновременно осуществляя еще более тесное взаимодействие по тем же вопросам и еще ряду других с Ереваном. В рамках ОДКБ это было бы невозможно. По-настоящему радикальные прорывы в подобном взаимодействии возникают пока только напрямую. Их надо стараться быстро фиксировать серьезными долгосрочными документами, потому как местная политическая жизнь очень изменчива, а коллективные решения вечно запаздывают.

Наконец, в контексте этого протокола стоит поговорить о влиянии российской базы на карабахский конфликт. В определенном смысле пролонгация пребывания базы является результатом армянского лоббирования. В данном случае выгодный для Армении результат – сохранение российской военной группировки совпадает с российскими интересами геополитического влияния. В Армении считают, что Россия должна выступить гарантом ее безопасности в случае военного сценария карабахского конфликта. Ситуация не очевидная. Но много факторов говорит о том, что Россия не станет существенным образом вмешиваться в случае решения Баку начать боевые действия за возращения своих территорий. У Москвы остаются юридические возможности не вмешиваться в этот конфликт, если он не пересечет государственные границы Армении. Учитывая отношения с Баку (весь комплекс экономического и военного сотрудничества), Москва будет стремиться максимально удержать стороны от эскалации, но одновременно сохраняя дистанцию в случае военной конфронтации.

У этого сюжета есть и более оптимистичный исход. В случае успеха армяно-азербайджанских переговоров о судьбе районов вокруг Карабаха база в Гюмри становится элементом гарантий Армении, и соответственно на переходный период армянским властям Карабаха, при отводе их войск из данной зоны. Определенная ясность относительно этого сценария возможно появится в начале сентября в ходе визита Дмитрия Медведева в Баку.

Александр Караваев - зам ген.директора ИАЦ МГУ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net