Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.03.2011
Последствия событий в Японии
Ряд землетрясений и цунами, произошедшие в конце прошлой недели в Японии, привели к «самой тяжелой за все послевоенное время» ситуации, по мнению японского премьера Наото Кана. Власти пока не берутся давать оценку экономическому ущербу от стихийного бедствия. Тем не менее, многие экономисты уже сейчас констатируют, что в ближайшее время Японию ждет безусловное замедление производства, падение фондовых индексов, увеличение госдолга, что приведет к замедлению экономики страны и ухудшению мировой конъюнктуры в целом. Однако в долгосрочной перспективе стихийное бедствие может оказать стимулирующее воздействие на экономическое состояние страны, отмечают эксперты. Что касается мировой экономики, рост цен на сырье, стихийные бедствия и перегретость спекулятивного рынка могут привести к негативным последствиям.
Максим Блант – экономический обозреватель NEWSru.com:
В том, что в Японии в этом году будет рецессия, не сомневается практически никто. Будет ли это так называемой технической рецессией, вызванной восстановлением в связи с недавними стихийными бедствиями ряда предприятий крупнейших компаний, в том числе автомобильных концернов, либо это будет рецессией, которая окажет влияние на экономическое состояние Японии в долгосрочной перспективе, пока неизвестно. Ясно одно, что еще до землетрясения японская экономика выглядела крайне неоднозначно. Дело в том, что государственный долг страны поставил в этом году рекорд. Кроме того, по всем прогнозам он может превысить 200% ВВП, т.е. вдвое больше размера японской экономики. Еще до землетрясения данный факт вызвал дискуссию во всем мировом сообществе: до каких пор инвесторы будут сквозь пальцы смотреть на подобное состояние японских финансов? Более того, еще в конце января обозначилось снижение рейтинга Японии по оценкам международного рейтингового агентства Standard&Poor’s.
Безусловно, необходимость восстановления и направленные на это государственные меры могут вызвать дополнительный спрос. Однако совершенно не факт, что японским корпорациям, которые вынуждены сейчас уступить долю рынка своим европейским, американским, южнокорейским, китайским конкурентам, удастся отвоевать свою долю обратно. В таком случае экономика Японии скатится не только в рецессию, но в глубочайший кризис.
Что касается мировой экономики, то влияние будет достаточно серьезным. Уже сейчас японские власти начали активно печатать деньги в дополнение к тем мерам, которые принимали до выхода из кризиса. Совершенно не факт, что все эти деньги останутся в экономике страны. В условиях глобализации львиная доля этих средств может оказаться на мировом рынке и вызвать эффект «международного цунами», привести, таким образом, к взлету цен на сырье, надуванию новых пузырей, и чем это закончится, предсказать сложно. Ясно одно: скорее всего, инфляционное давление на развивающиеся страны и на страны Европы усилится.
Ярослав Лисоволик – главный экономист Deutsche Bank России:
То, что произошло в Японии, может оказать режущее воздействие на рост цен на нефть в связи с тем, что несколько возрастет угроза замедления мировой экономики. В то же время для Японии в краткосрочной перспективе возможно замедление экономики, в частности, из-за остановки ряда ключевых предприятий, пострадавших в связи с недавними событиями. А в более долгосрочном плане необходимость восстановления инфраструктуры, предпринятые государством меры, скорее всего, выведут японскую экономику на более высокие темпы роста.
Игорь Николаев – директор департамента стратегического анализа ФБК, профессор кафедры прикладной макроэкономики НИУ-ВШЭ:
Я думаю, что, все-таки, негативные последствия будут преобладать. На самом деле это будет зависеть от того, в какой перспективе рассматривать последствия стихийных событий в Японии. Безусловно, в краткосрочной перспективе для Японии – это снижение показателей развития экономики в связи с замедлением производства и падением фондовых индексов. То есть в краткосрочной перспективе для Японии такие события обернутся падением и негативными последствиями.
В долгосрочной перспективе сложившаяся ситуация способна оказать стимулирующее воздействие на экономику страны, потому что будут траты на восстановление инфраструктуры, будет стимулирование инвестиционного спроса.
Что касается мировой экономики, то, скорее всего, будет наблюдаться негативное воздействие. Экономика в Японии, третья крупнейшая экономика в мире, будет предъявлять меньший спрос на ту же нефть и цены на нефть вполне могут упасть. Когда нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в восстановлении, это о чем-то говорит. Кроме того, мировая экономика на сегодняшний день спекулятивно перегрета, а подобного рода события могут развернуть спекулятивно перегретые рынки, в частности нефтяной и фондовый, вниз. Вероятность повторной рецессии достаточно велика. Поэтому для мировой экономики, как ни крути, это скорее негатив.
Юлия Цепляева, главный экономист BNP Baribas по России и странам СНГ:
Экономика Японии, восстанавливающаяся после кризиса, скорее всего, справится с последствиями недавних стихийных бедствий. Если размер бедствий возрастает, то цены на нефть всегда реагируют скачком вверх, но чтобы иметь какое-то воздействие на мировую экономику, такой скачок вверх должен быть устойчивым.
Наши аналитики считают, что примерно 12% ВВП Японии может серьезно пострадать непосредственно в связи с тем, что случилось. И это довольно много. Но есть еще и непрямые эффекты, например, дефицит электроэнергии, что может затронуть 41 % ВВП.
Сейчас еще трудно представить масштаб бедствий. Что касается японских предприятий, в том числе и крупнейших японских автоконцернов, вынужденных приостановить производство из-за недавних стихийных событий, сложно в точности описать последствия для таких предприятий и для конкурентов со стороны других стран. Конечно, доля Японии в производстве может сократиться, а доля других стран вырасти. Вопрос в том, насколько быстро страна сможет мобилизоваться и найти альтернативные решения.
Если мы говорим о краткосрочных перспективах, вряд ли, последствия будут ужасными. Япония и в прошлом переживала землетрясения без каких-то серьезных последствий.
Подготовила Алина Токтосунова
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.