Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

10.10.2012

Радик Батыршин: «Зрителю интересно, что происходит за соседским забором»

В октябре 2012 года Межгосударственная ТРК «Мир», вещающая на все страны СНГ и Грузию, отмечает двадцатилетие. Председатель телерадиокомпании Радик Батыршин рассказал «Политком.Ру» о том, чем интересно постсоветское медиапространство.

- Сам по себе межгосударственный статус МТРК «Мир» определяет особенный формат его сотрудничества с постсоветскими странами и, в частности, со странами Центральной Азии. Насколько телеканал представлен сегодня в медиапространстве региона?

- Можно начать с того, что наша компания была образована по инициативе президента Назарбаева ровно двадцать лет назад. После распада СССР единое политическое пространство рассыпалось. Чтобы единое постсоветское медиапространство не постигла та же участь – было принято решение об учреждении компании в декабре 1992 года на съезде глав государств СНГ.

Сегодня мы вещаем во всех странах Центральной Азии - где-то в эфире, где-то в кабельных сетях. Скажем, в Узбекистане мы находимся в кабельных сетях, а в Киргизии и Казахстане у нас эфирное и спутниковое вещание. Это связано и с тем, что в некоторых странах существуют определенные законодательные ограничения на иностранное вещание. Но, если суммировать, то можно говорить, что по рейтингам мы уверенно находимся в первой десятке телеканалов Казахстана и Киргизии. К сожалению, сколько-нибудь достоверных данных телеметрии в других государствах Центральной Азии мы не имеем. Такое ощущение, что там пока нет запроса на подобные замеры.

- Как воспринимают в МТРК «Мир» в Центрально-азиатском регионе? Как российскую, наднациональную или местную телерадиокомпанию?

- Понятно, что любой медиаресурс работает тогда, когда он выгоден. А в этом смысле государства-учредители МТРК «Мир» - вне зависимости от географической принадлежности – понимают, что «Мир» им выгоден. Они воспринимают телеканал не как средство постсоветской ностальгии, а как инструмент информационной интеграции в рамках Содружества независимых государств. И очень приятно, что у всех наших государств-учредителей хватает мудрости не вмешиваться напрямую в редакционную политику.

- Но создавать универсальный телепродукт для любого региона, в котором есть внутренние противоречия, – это сложная задача. Как вы с этим справляетесь?

- Безусловно, есть непростые отношения и конкретные конфликты, но «Мир» не работает в качестве площадки информационных войн. Это не значит, что мы избегаем освещения конфликтных ситуаций, просто мы даем абсолютно «по-медицински» обе точки зрения. Это вообще универсальное правило для любой международной журналистской компании – так же поступают коллеги в «Euronews» или в Европейском вещательном союзе. Это стандартная журналистская позиция, когда журналист не дает оценку, а представляет факт.

- Какие тенденции в развитии медийного пространства Центральной Азии вы наблюдаете? Насколько местные отличия вплетаются в традиционно космополитичный телеформат?

- На самом деле я не вижу каких-то отличий в развитии медиапространства региона, которые бы выделяли его на фоне других постсоветских регионов. Ничего специфического здесь, с моей точки зрения, не происходит. Медиаотрасль – это часть современной экономики, и понятно, что раз экономика в разных странах развивается с разными скоростями – то с разными скоростями будут развиваться и медиа. Скорости развития медиаотраслей в разных странах зависят от объемов рынка. В России более передовая медиаотрасль – что связано с нашим огромным рекламным рынком. Вторая после России по объемам медиаотрасль - на Украине, потом идет Белоруссия, следующий – Казахстан. Все связано с размерами экономики – чем она мощнее и развитее, тем больше она заинтересована в рекламировании своих товаров. И реклама – это горючее в баках любой медиаотрасли.

- То есть тренды развития постсоветского медиарынка в точности совпадают с общемировыми тенденциями?

- Тренды – единые, а скорости движения – разные. Речь о скорости движения от советской пропаганды в сторону современных буржуазных медиа – они разные и зависят от размеров экономики страны.

- Нередко слышны точки зрения экспертов, что на постсоветском пространстве медиарынок так и не смог стать бизнесом – как это произошло в странах западной Европы. Вы согласны с такой точкой зрения?

- Я не знаю таких экспертов. Скорее всего, эти люди не имеют никакого отношения к медиа. Мне кажется, что это голословные оценки, которые не основаны на фактах.

- Мы часто используем термин «постсоветское пространство». А что остается из общего ментально-исторического наследия, позволяющего надеяться, что это словосочетание – не эвфемизм для обозначения развалин некогда общего государства?

- Мне кажется, именно наличие общих интересов доказывает существование единого информационного пространства.

Когда зануду когда спрашивают «как дела?» - он действительно начинает подробно рассказывать как у него дела. Так вот, когда спрашивают о миссии МТРК «Мир» я говорю, что наша миссия – подробно рассказывать, как обстоят дела. Сколько стоит снять квартиру в Бишкеке или во сколько обойдется отправить ребенка в пионерлагерь в Казахстане. Людей интересует именно это. Потому что мне еще интересно - как живет парень, с которым я служил в армии, как живет та девчонка, с которой я учился в аспирантуре… Вот на этом интересе и сформировано единое информационное пространство. И оно существует в совокупности национальных информационных пространств.

- То есть вы видите свою задачу в развитии горизонтальных связей?

- Именно для этого нас и учреждали двадцать лет назад.

- Сегодня во всех постсоветских странах появилось новое поколение, которое не помнит СССР, которое не жило в едином государстве. Что роднит этих людей по разные стороны границы – и роднит ли что-то, делая их некой общностью?

- Поколение, о котором вы говорите, это, условно говоря, ровесники МТРК «Мир» - сегодня эти люди учатся на старших курсах университетов. Если говорить о том, что их роднит между собой, то это, в первую очередь, интерес и бизнес. Потому что на постсоветском пространстве существует общий рынок, завязанный, прежде всего, на конкурентоспособность. Экономика диктует свои законы – продукция постсоветских государств по-прежнему менее конкурентоспособна за пределами бывшего Советского Союза. Поэтому, скажем, виноделы Молдовы ориентированы на российский рынок, а машиностроителям Белоруссии интересен рынок России и Казахстана.

В данном случае всех молодых людей интересуют именно эти простые материальные нюансы, с которыми естественно связано и информационное пространство. Я вам не открою секрет, если скажу, что треть пространства территории рунета занимают пользователи не из России. А это как раз те самые молодые люди, которые не страдают постсоветской ностальгией.

- И все же, за спиной - двадцать лет автономного плавания бывших советских республик. Сумма общего больше, чем разница непохожести?

- Вы знаете, это вопрос, требующий докторской диссертации страниц на 350. А если ответить коротко, то нужно отметить, что все новые постсоветские страны состоялись как суверенные государства. И, с одной стороны, никакого «слияния» уже не будет. А, с другой стороны, интерес к жизни людей, живущих у тебя за забором, всегда будет оставаться. И в тех же США, например, интерес к местным телевизионным сетям сопоставим с интересом к общенациональным сетям. Мы тоже придем к этому, потому что людей всегда будет интересовать то, что происходит на соседней улице, в соседнем городе, в соседнем государстве. Потому что именно это интересно, а то, как обстоят дела в каком-нибудь Гондурасе – не очень.

Подготовил Павел Казарин

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net