Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.01.2013 | Михаил Агаджанян

Стратегическая автономность по-индийски

К концу прошлого года две крупнейшие силы Восточной и Южной Азии подошли с новым обострением двусторонних отношений. Китай и Индия втягиваются в стопор системного геостратегического противостояния, основные компоненты которого были заложены ещё несколько десятилетий назад. Противоречия между крупнейшими акторами на обширном азиатском пространстве выходят далеко за рамки двустороннего формата и провоцируют усиление региональной нестабильности.

К традиционным территориальным проблемам индийско-китайских отношений последние месяцы прибавили сложности и вокруг месторождений на спорных участках морского шельфа Южно-Китайского моря. Китай предупредил Индию о свoём решении с 1 января 2013 года принудительно досматривать иностранные суда в прилегающей к вьетнамо-индийским нефтегазоносным блокам зоне Южно-Китайского моря. Ещё в ноябре 2011 года китайская сторона заявила о необходимости получения индийскими компаниями разрешения Пекина на совместную с вьетнамцами разработку месторождений на спорных участках морского шельфа. А спустя год Поднебесная перешла к заявлениям, содержащим одновременно элементы угрозы и предостережения.

Первые дни вступившего в свои права года пока не обнаружили реальных действий Пекина к обострению отношений с Нью-Дели до уровня перекрытия китайцами доступа индийцев к их совместным с вьетнамцами прoектам на морском шельфе.

Но рост напряжённости в регионе территориальных споров Китая практически со всеми прибрежными государствами уже затронул отношения двух азиатских держав. Причём настолько чувствительно для растущих морских (и не только) амбиций индийской стороны, что от её военных последовала достаточно жёсткая ответная реакция. Командующий ВМС Индии Девендра Кумар Джоши заявил о решительности в вопросе отстаивания интересов Нью-Дели вокруг спорных участков шельфа Южно-Китайского моря.

Конфликтный потенциал здесь усилился настолько, что лидеры стран региона стали говорить о китайской силе, направленной на трансформацию Южно-Китайского моря в «Пекинское озеро» (авторская статья премьер-министра Японии Синдзо Абэ на ресурсе «Project Syndicate» от 27 декабря 2012 года).

Не последнюю роль в геостратегическом противостоянии Китая и Индии играют США. У американцев свой геополитический интерес в поддержании градуса противоречий между Пекином и Нью-Дели в актуальном режиме. В одном из внешнеполитических приоритетов США последних лет – сдерживание Китая в его курсе экономической и политической экспансии вовне – американцы особое место отводят Индии. А, как известно, если у действующей администрации Белого дома геополитический интерес и планы по вовлечению партнёров сходятся в одной точке, то там следует ожидать долгой позиционной борьбы.

Аналитики США в своих последних работах отмечают, что в то время, как агрессивность Китая находит подтверждения в его заявлениях и действиях, Индия сигнализирует о готовности вовлечься в спорные вопросы в качестве регионального балансира. Такой настрой Индии как нельзя кстати для США. Но у индийцев свои региональные амбиции с претензией на их проецирование в глобальном масштабе, и роль младшего партнёра американцев им явно претит.

Доктринальные разработки Индии внешнеполитического профиля указывают на выбранный южноазиатской державой курс «стратегической автономности». Это понятие заложено в текст документа под названием «Неприсоединение 2.0. Внешняя и стратегическая политика Индии в XXI веке». Документ носит неофициальный характер. Он вобрал в себя взгляды индийских «аналитиков во власти» (бывших и действующих советников премьер-министра Индии) на роль, место и приоритеты страны на региональной и международной аренах. Стратегическая автономность понимается авторами доклада как необходимый фундамент для обретения Индией новой роли в отношениях с другими державами. Ими отмечается, что в новой международной обстановке на место прежней концепции неприсоединения, целью которой было не окaзаться вовлечённой в противоборство двух сверхдержав, должна прийти политика продуманного использования сложной системы коалиций и договорённостей.

В этом raison d'etre новых внешнеполитических установок Индии на годы вперёд. Держава стремится быть автономной в выборе своих приоритетов (как минимум в географическом радиусе ближайшего окружения), при этом не утратив важные для неё элементы тесного сотрудничества с другими глобальными и региональными акторами.

Когда у индийцев на первое место выдвигается приоритет поддержания баланса сил в противостоянии с Китаем на должном уровне, то их партнёр номер один - это США.

Если же развитие событий в подобном притовостоянии принимает уклон от конфронтации к взаимоприемлемому диалогу, тогда для индийцев нет более важного партнёра, чем Россия.

США превосходят все другие державы в способности создавать коалиции стран для решения стратегических задач. В этом качестве Соединённым Штатам нет равных, и в ближайшие годы не предвидется. На это весьма тонко обратили внимание американские аналитики в конце прошлого года. По озвученным в декабре 2012 года оценкам Национального разведывательного совета США (National Intelligence Council), по размеру экономик, уровню технологического развития и объёму военных расходов Азия обойдет Северную Америку и Европу вместе взятые в 2030 году. Однако США сохранят своё центральное место в мире благодаря тому, что останутся единственным государством, которое будет в состоянии мобилизовать коалиции для решения глобальных проблем.

Возможности США по созданию коалиций можно было наблюдать в Ираке, Афганистане, в вопросе признания Косово.

Всё это не остаётся незамеченным для Индии, которая опасается быть вовлечённой в противостояние с Китаем в режиме «один на один». Но мощь США ставит перед индийцами вызовы в достижении цели стратегической автономности. Американцы весьма требовательны к своим союзникам по коалициям, тем более, если видят, какую ценность подобные коалиции составляют не только для них. Между тем, лидерство в коалициях мало сочетается с последовательностью США в вопросе удовлетворения встречных пожеланий и требований коллег по коалиционному «цеху».

В сглаживании индийско-китайских противоречий в их морской и/или сухопутной составляющих особую роль может сыграть Россия. Коалиции коалициями, но важность межгосударственных объединений с главной функциональной осью поддержания региональной стабильности и безопасности не в состоянии отменить даже самая широкая коалиция во главе с США. Членство России и Китая в ШОС и статус-наблюдателя при Организации у Индии предоставляет им незаменимые возможности.

Ещё более неподвластно «отмене» внешними силами историческое наследие межгосударственных отношений. Когда Индия говорит о своей стратегической автономности, то она не может не помнить какие незаменимые услуги в своё время ей оказал Советский Союз вокруг урегулирования Кашмирского конфликта (к примеру, заключённое при посредничестве СССР в январе 1966 года Ташкентское соглашение), какую поддержку ей предоставила Россия на международных площадках вокруг вопроса сдерживания пакистанских устремлений разморозить данный конфликт.

Индийцы помнят отказ Москвы поддержать усилия Запада по введению санкций против их страны в 1998 году, когда Нью-Дели провёл серию испытаний ядерных боезарядов (односторонние санкции США в отношении Индии дейстовали с мая 1998 по сентябрь 2001 годов).

Индии и Китаю слово «санкции» знакомо не понаслышке, но это слово не стало для них чем-то реальным именно во многом благодаря принципиальной позиции Москвы, не перешагнувшей через интересы Пекина и Нью-Дели даже в её самые «реверансные» в сторону Запада 1990-е годы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net