Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

04.02.2013 | Михаил Агаджанян

Центральная Азия в центре «транзитного» внимания НАТО

С приближением 2014 года перед США встаёт необходимость решения неотложных задач в Афганистане. Надвигающийся вывод боевых частей требует стабильных маршрутов передислокации войск и грузов, значительная часть которых будет покидать Афганистан через Центральную Азию. Активность Вашингтона в обеспечении стабильности центральноазиатских маршрутов перебазирования, определении функционала так называемых Центров транзитных перевозок в северном от Афганистана направлении заметна уже сейчас.

Прошлый месяц выдался интенсивным для американской дипломатии в Центральной Азии. В основу этой дипломатии в январе текущего года были поставлены региональные приоритеты в привязке к требованиям афганской политики США. Сперва регион посетил помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, трёхдневное турне которого на этот раз охватило две республики – Туркменистан и Кыргызстан. Визит Блейка в Кыргызстан 16-17 января состоялся через несколько дней после переговоров президентов США и Афганистана в Вашингтоне. Затем признаки активизации американской дипломатии проявились и в контактах Вашингтона с Астаной, казахской стороны с НАТО. Причём проявились настолько рельефно, чтo это дало основания некоторым российским экспертам зафиксировать признаки смены Казахстаном своего военного вектора.

Контакты американского куратора Южной и Центральной Азии с кыргызским руководством были выдержаны в предсказуемом русле. США настроены на пролонгацию своего присутствия на авиабазе «Манас» близ Бишкека и после 2014 года. В указанный год американо-кыргызское соглашение по аренде Центра транзитных перевозок в аэропорту «Манас» истекает, чтo заставляет Вашингтон определиться в дальнейших планах. Руководство Кыргызстана неоднократно заявляло, что после 2014 года военно-воздушной базы США близ Бишкека не будет, а аэропорт «Манас» станет исключительно гражданским объектом. Подобная решительность руководства республики стала особенно ощутима после визита президента России Владимира Путина в Кыргызстан (19-20 сентября 2012 года).

Заявления Бишкека, уверенность Москвы в необратимости намерения своего центральноазиатского партнёра не поддаться уговорам Вашингтона по продлению сроков аренды в «Манасе» не в последнюю очередь опираются на новые обязательства Кыргызстана в рамках ОДКБ. Как известно, в соответствии с Протоколом о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств ОДКБ, члены Организации принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск, объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ОДКБ, после проведения неотложных консультаций с другими членами ОДКБ и при отсутствии их официальных возражений.

В случае с усилиями США на казахстанском треке их центральноазиатской дипломатии ситуация для России кажется многим менее определённой. Это и даёт части российского экспертного сообщества повод забить тревогу, вплоть до выдвижения алармистских тезисов о смене Астаной своего военного вектора, её отдалении от Москвы. С нашей точки зрения, подобные предположение не стыкуются с реальными устремлениям казахского руководства.

Вызвавшие тревогу среди экспертов соглашения Астаны со странами-членами НАТО не идут дальше целей обеспечения стабильного отвода людей, техники и грузов из Афганистана до 2014 года. Интересно отметить, что попавшее в поле зрения соглашение Казахстана о транзите через свою территорию грузов НАТО из Афганистана было заключено не с США, а с Францией. Осенью прошлого – в январе текущего года Астана и Париж вышли на окончательное утверждение Протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение об обеспечении транзита военного имущества и персонала через территорию Казахстана в связи с участием Франции в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана. Протокол был подписан 21 ноября 2012 года в Париже, 9 января 2013 года Казахстан его ратифицировал.

Соглашением предусматривается, что прибывающие из Афганистана грузы могут совершать посадку в аэропорту города Шымкент для перегрузки принадлежащего французской стороне военного имущества. При этом, казахская сторона обращает особое внимание на следующее принципиальное положение, обговоренное в соглашении с Парижем – перевозиться через территорию республики будут контейнеры с военным имуществом небоевого назначения и техника в небоеспособном состоянии.

Грузы будут прибывать самолётами из Афганистана, складироваться на специально создаваемом объекте временного хрaнения и затем железнодорожными составами вывозиться с территории Казахстана в страны Балтии (пунктом пересечения казахстанской границы в направление к прибалтийским портам определён железнодорожный переход «Жайсан – Илецк» Актюбинской области на северо-западе республики).

По всей видимости, тревогу в политиков и экспертов вселяет предположение о неопределённости статуса транзитного объекта в казахстанском Шымкенте, а также неясность вопроса с возможностью досмотра казахскими органами прибывающих из Афганистана французских грузов. Часть опасений формируется также вокруг статуса другого транзитного пункта на территории Казахстана – порта Актау на побережье Каспия.

В любом случае, делать далеко идущие выводы о качественных изменениях во внешнеполитическом, военном курсах Казахстана в связи с участившимися контактами республики со странами НАТО неоправданно. Визитом министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе в конце января текущего года, соглашениями о транзите грузов НАТО через казахскую территорию не представляется убедительным «опрокинуть» устои нахождения Астаны в военно-политической орбите ОДКБ, тесных двусторонних связей с Россией. Кстати, до своего визита в Брюссель, глава внешнеполитического ведомства Казахстана 24-25 января с официальным визитом посетил Москву.

Центральноазиатские члены ОДКБ настроены на поиск точек соприкосновения интересов с США, другими евроатлантистами, что придаёт их внешнеполитическим курсам желаемую многовекторность. Нахождение в одной с Россией системе коллективной безопасности на постсоветском пространстве, создание единой системы ПВО, поставки продукции военного назначения по внутрироссийским ценам не могут быть девальвированы даже сверхактивной дипломатией США в регионе.

Просто надо спокойнее, с пониманием относиться к многовекторным устремлениям российских партнёров в Центральной Азии. К озвучиваемым ими планам придать в будущем маршрутам транзита грузов НАТО из Афганистана коммерческий характер, а Шымкенту и порту Актау вид торговых хабов. И, в конце концов, дать им немного заработать на транзитных перевозках НАТО через свою территорию. Ведь у центральноазиатских столиц могут появиться вопросы к России, даже подозрения в её адрес, что транзит всех грузов Североатлантического альянса по северному маршруту Москва якобы стремится оттянуть на себя не только по политической и военной мотивации. Помнится, власти Ульяновска, где США и НАТО обрели одну из точек транзита своих афганских грузов, приводили аргументы в пользу реализации перевалочного проекта: создание новых рабочих мест, пополнение местного бюджета. Пусть подобными дивидендами воспользуются и центральноазиатские партнёры России. Конечно, без ущерба для общих усилий членов ОДКБ в поддержании региональной стабильности и безопасности.

Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net