Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.02.2013 | Роман Ларионов
Израиль и гражданская война в Сирии
Авиаудары израильских ВВС по объектам в Сирии вызвали широкий резонанс по всему миру. Однако не стоит преувеличивать значимость этого события. Израиль – пожалуй, наименее заинтересованный в сирийской нестабильности игрок, а аналогичные инциденты случались и раньше.
Прежде всего, стоит напомнить, что израильские истребители являются довольно частными гостями в сирийском воздушном пространстве в последние десятилетия. Последний аналогичный случай произошёл в сентябре 2007 года, когда ВВС Израиля уничтожили на территории Сирии один из военных объектов, на котором, по мнению Тель-Авива, находились ядерные материалы, привезённые из КНДР.До этого удары Израиля по Сирии имели место в октябре 2003 года – авиация Тель-Авива атаковала военный объект вблизи Дамаска, на котором, по мнению израильской разведки, располагалась база подготовки террористов движения "Исламский джихад".
Разумеется, все эти инциденты в большей или меньшей степени осуждались международным сообществом как грубые нарушения суверенитета и срыв договорённостей. С другой стороны, причины были понятны – Израиль придерживается тактики опережающих ударов, призванных блокировать ресурсную подпитку радикальных группировок Ливана и сектора Газа (можно также вспомнить нашумевшую историю с захватом «Флотилии свободы»).
Сейчас международный резонанс оказался несколько искажённым из-за того, что в Сирии бушует гражданская война. Удар израильской авиации многими был воспринят как втягивание Тель-Авива в сирийский конфликт. В некотором смысле действия Израиля, действительно, можно считать вовлечением в ситуацию в Сирии. Однако при этом важно понимать, что Израиль имеет в этом свои, отличающиеся от обеих противоборствующих сторон, интересы.
В отличие от США и других западных стран, Израиль с самого начала настороженно отнёсся к серии арабских революций и предпочитал сохранять нейтралитет. Действительно, происходящие события означают разрушение прежней системы региональной безопасности, основанной на комплексе публичных и непубличных договорённостей Тель-Авива с лидерами светских автократий.Впрочем, пока "арабская улица" свергала Бен Али в Тунисе и Каддафи в Ливии риски для Израиля были лишь частичными в силу географической удалённости этих стран. Однако аналогичные процессы в непосредственно соседствующих с Израилем Египте и Сирии – касаются Тель-Авива напрямую.
При этом стоит учитывать, что эти две ситуации качественно отличаются друг от друга. В Египте уличный протест удалось перевести в формат диалога и демократических процедур. В Сирии, напротив, имеет место полноценная гражданская война. В Египте к власти пришли, хоть и исламские, но при этом сравнительно умеренные и прагматичные силы. Радикалы же оказались на периферии - им удалось лишь получить небольшую фракцию в парламенте. В Сирии, в свою очередь, сохраняется высокая степень неопределённости по поводу того, какие силы придут к власти после свержения Башара Асада. Пока ни светские силы, находящиеся в эмиграции, ни умеренные исламисты, стоящие во главе Национальной коалиции сил сирийской революции, так и не смогли сплотить все воюющие против Асада группировки.
Таким образом, несмотря на все проблемы, которые у Израиля возникают и, вероятно, будут возникать и в будущем с новым египетским президентом-исламистом, ситуация в Сирии тревожит Тель-Авив гораздо сильнее.
Разумеется, с режимом Асада у Тель-Авива свои счёты – его дружба с Ираном, поддержка Хезболлы в Ливане, заигрывание с производством ядерного оружия. Однако при Асаде Израиль мог быть спокоен за имеющееся в распоряжении сирийских властей химическое оружие – нынешний президент достаточно адекватен и прагматичен, чтобы не передавать его в руки Хезболлы и не использовать против Израиля самому. В случае же падение режима Асада судьба химического оружия становится непредсказуемой вместе с непредсказуемостью развития постреволюционного политического процесса и неопределённостью будущей конфигурации власти.В этой ситуации Израиль оказывается перед серьёзными угрозами, связанными с расползанием химического и других видов оружия по всему региону по аналогии с тем, как оружие ливийского режима сегодня используется в гражданской войне в Мали.
В результате Тель-Авив использует традиционную тактику опережающего удара - в данном случае по военным объектам Сирии, связанным, по мнению наблюдателей, с производством химического оружия. Подобная тактика не раз доказывала свою эффективность. Наиболее яркий пример – уничтожение объектов ядерной программы Ирака в 1981 году, ликвидировавших весь достигнутый Багдадом прогресс в создании ядерной бомбы.
Однако в ситуации в Сирии, Израиль сильно ограничен в возможностях. Уничтожить арсенал химического оружия Сирии не представляется возможным, равно как и гарантировать его непопадание в руки радикалов. Повлиять же на ход сирийской гражданской войны Тель-Авив также не в состоянии. В этой ситуации Израиль вынужден полагаться на своих западных партнёров, рассчитывая на то, что им удастся отсечь наиболее радикальные силы от прихода к власти в Дамаске в случае падения режима Башара Асада.
Материал опубликован на сайте "Голос России" 4.12.2013
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.