Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.03.2013 | Михаил Агаджанян

Виртуальные войны с реальным геополитическим оттенком

Крупнейшие обладатели стратегических ядерных сил в последнее время участили перекрёстную риторику взаимных обвинений в кибератаках. Особой активностью в плане «выведения на чистую воду» своих контрпартнёров по ядерному клубу отличаются Соединённые Штаты. Оно и понятно, ведь ведущая экономика мира продолжает привлекать внимание своих скрытых конкурентов и открытых оппонентов, покушающихся на корпоративные и государственные секреты глобальной державы.

Но «боевые» действия в киберпространстве разворачиваются не только вокруг закрытой информации государственной значимости. Если верить высшему политическому руководству США, целями нападений стали крупные компании и жизненно важные объекты инфраструктуры. А это уже самым непосредственным образом затрагивает интересы национальной безопасности США.

Несущие за неё ответственность официальные лица рапортуют администрации Белого дома и Конгрессу о контрдействиях, направленных на нейтрализацию и подавление кибератак против США. В числе государств-спонсоров действий в сети, вторгающихся в сферу национальной безопасности США, американцами чаще всего упоминается Китай.

На прошлой неделе сразу три высших американских чиновника из сферы национальной безопасности констатировали наличие киберугрозы с китайского направления и отчитались перед Конгрессом США об ответных действиях.

Глава Киберкомандования армии США (USCYBERCOM) Кит Александер, одновременно занимающий пост директора Агентства национальной безопасности, поставил конгрессменов в известность о создании 13 групп программистов и экспертов в сфере информационных технологий. Перед данными группами поставлена задача пресекать кибератаки против США извне и проводить ответные операции в сети. Глава американского Киберкомандования подчеркнул, что функция групп не сводится лишь защите, а в необходимых случаях будет включать и операции инициативно «атакующего» свойства.

Глава Национального разведывательного совета США Джеймс Клэппер заявил о необходимости самого серьёзного отношения к угрозам безопасности страны в киберпространстве. Куратор разведывательных служб США затронул вопрос главных источников таких угроз, сделав акцент на Китае. По оценке Клэппера, представляется маловероятным, чтобы в ближайшем будущем такие страны, как Китай и Россия приступили к «разрушительным» («devastating») кибератакам против США. Тем не менее, он заявил о развёрнутой иностранными спецслужбами работе в сети, которая уже нанесла вред государственным структурам, корпорациям и частным компаниям США.

Клэппер не забыл упомянуть и Иран в качестве источника киберугроз для США. Им были отмечены два примера, в которых американские разведчики углядели иранский след – атаки на компьютеры саудовской нефтяной компании «Aramco» в августе 2012 года и против банков и фондовых бирж США также в прошлом году.

Помощник президента США по вопросам национальной безопасности Томас Донилон 11 марта прямо указал на власти Китая, как заинтересованного в кибератаках на США субъекта.

Оценкам официальных лиц США в стенах Конгресса предшествовал активно комментируемый в прошлом месяце мировыми СМИ доклад американской компании «Mandiant». Практически не вызывает сомнений версия о пребывании Вашингтона на непубличном фоне данного доклада. Экспертные оценки его авторов пока не позволяют официальным лицам в Вашингтоне открыто выступить в качестве инициаторов исследования, в котором властям Китая предъявляются конкретные обвинения в поддержке кибератак, исходящих с территории Поднебесной.

Ключевое положение доклада, растиражированное мировыми СМИ, указывало: «в рамках попыток выявить организацию, способную вести длительную и обширную кампанию по кибершпионажу, было установлено, что подразделение Народно-освободительной армии Китая, так называемый «Unit 61398», ведёт свою деятельность из того же географического района, откуда проистекает источник систематических сетевых атак».

Налицо прямое обвинение Пекина не только в поддержке кибератак, но и в самой их организации, проведении и извлечении выгод. Китай отвергнул все подозрения и обвинения в свой адрес, указав на сложность отслеживания источника атаки, что делает заключения американских экспертов по меньшей мере сомнительными.

Но маховик американских претензий к иностранным спецслужбам и другим государственным структурам в связи с атаками в сети запущен. Делается это нынешней администрацией Белого дома по нескольким причинам внутреннего в внешнего характера.

В первую очередь следует отметить мотивацию команды Обамы перенести противостояние с Китаем из реального в виртуальное пространство. Военный бюджет США находится на этапе значительного сокращения. Вашингтон инициирует стратегии по типу натовской «умной обороны», дистанцирующих США от физического военного присутствия в регионах повышенной конфликтной опасности. Это не означает, что американские авианосцы и силы быстрого реагирования не будут впредь концентрироваться вблизи к театрам потенциальных военных действий. Но экономия средств, а также взятый Вашингтоном принципиальный курс на перераспределение ответственности за обеспечение региональной безопасности требуют соответствующих подходов.

Внешняя мотивация США вести борьбу с угрозами национальной безопасности в сети обусловлена также следующей причиной. Вашингтон ввёл в поле своих отношений с Пекином элемент кибератак с китайским следом для реализации всё той же стратегии сдерживания Поднебесной в глобальном и региональном масштабах. Постепенно этому придаётся внешнеполитический фактор двустороннего свойства, в рамках которого Пекину уготована диспозиция оправдывающейся стороны, в то время как Вашингтон будет пользоваться благами наступально дипломатического свойства. Параллельно этому многие вопросы из круга сугубо двусторонних отношений между США и Китаем выводятся на публичный фон обсуждений. Последним придаётся контекст высвечивания «подозрительной активности» Китая в отдельных сферах, что также отвечает интересам США. В этой связи можно привести один пример.

Пребывающий не в лучшей за последние годы экономической форме Китай, тем не менее, идёт на увеличение финансирования военных программ, поступательный рост своего оборонного бюджета в целом. При снижении целевого ориентира по росту ВВП на 0,3% (с 7,8% в 2012 году до 7,5% в текущем) Китай направляет на военные нужды увеличенные объёмы финансирования. Оборонный бюджет КНР в 2013 году вырастет на 10,7%, до около $115 млрд. Но дело не только в росте абсолютных чисел китайских оборонных статей в бюджете. От всё больше концентрируемого на Китае внимания администрации Белого дома не мог ускользнуть факт качественной переориентации финансов на военные нужды. В представленном на рассмотрение Всекитайского собрания народных представителей министерством финансов Китая проекте бюджета, в частности, указывалось, что средства будут использованы на усиление механизации и информатизации армии.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net