Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.03.2013 | Михаил Агаджанян

«Кубометры» ирано-пакистанского сближения

11 марта состоялась церемония начала строительства пакистанского участка газопровода из Ирана. В мероприятии приняли участие лидеры двух стран, президенты Махмуд Ахмадинежад и Асиф Али Зардари. Пакистанские СМИ сошлись в оценках, что 11 марта можно считать историческим днём, указывающим на прочность связей Тегерана и Исламабада.

Все последующие дни из Вашингтона доносились сигналы о неприятии ирано-пакистанского проекта. Официальные лица госдепартамента США открытым текстом обозначили перед Пакистаном возможность введения против него санкций. Они также напомнили, что Вашингтон изначально выражал обеспокоенность касательно данного проекта и неоднократно ставил об этом в известность Исламабад.

Американцев можно понять, и заодно посочувствовать им. Несмотря на длительное и самое активное присутствие на Ближнем и Среднем Востоке, они так и не усвоили глубину происходящих там процессов. США продолжают подходить к региональным процессам в преимущественно «однолинейном» режиме, в то время как расположенные здесь государства демонстрируют склонность к «многослойному» пониманию своих интересов.

Есть вопросы, по которым интересы Исламабада и Тегерана не совпадают и даже значительно разнятся. Подобное можно наблюдать вокруг Сирии. Пакистанские спецслужбы заняты тесной кооперацией со своими турецкими и саудовскими коллегами, что противоречит интересам иранской стороны в Сирии. Исламабад весьма насторожен к активности в регионе шиитского движения «Хизбалла». Есть также все основания считать Иран и Пакистан, как минимум, скрытыми конкурентами в Афганистане. Но всё это не снимает заинтересованность пакистанцев и иранцев в обретении общих точек сближения, в нахождении представляющих взаимный интерес региональных платформ. Тем более, если такая двусторонняя работа сулит обоюдную выгоду экономического и политического свойства.

Иран предложил Пакистану льготные условия поставки газа напрямую, уже почти завершил строительство своего участок газопровода и выделяет пакистанцам кредит на прокладку трубы по их территории. Испытывающий энергодефицит в своих западных провинциях (пакистанцы рассчитывает покрывать 20% потребности в электроэнергии за счёт иранского газа), Пакистан не мог отказаться от столь заманчивых условий соседа и выразил самое решительное намерение довести проект до логического конца. Иран идёт на экономические издержки прежде всего из соображений разрыва кольца региональной изоляции вокруг себя, все последние годы выстраиваемого Соединёнными Штатами.

Объём поставок по газопроводу Иран – Пакистан на первом этапе не столь велик. Стороны заявили о первоначальном суточном объёме в 21,5 млн. куб. м, то есть менее 8 млрд. куб. м в пересчёте на ежегодный объём поставок. Но для Ирана экономическая составляющая проекта, которая, кстати, вызывает вопросы не только в плане отсутствия перспективы скорого возврата Тегераном вложенных средств, но и с учётом заметного (как это ни странно) дефицита газа на экспорт у самого поставщика, не суть важна.

Главное поставить США перед фактом. А факты ныне свидетельствуют не в пользу американцев. Лоббируемому ими проекту газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ) реализацией ирано-пакистанского трубопровода будет нанесён как минимум имиджевый урон. Объём поставок по ТАПИ предполагается на уровне 30-33 млрд. куб. м. в год. Причём, Пакистану (как и Индии) планируется поставлять по 38 млн. куб. м газа в день (сравни с 21,5 млн. куб. м по трубе из Ирана). Но пакистанцам важнее обрести стабильность в поставках энергоресурсов, вместо сулящих большие объёмы, но вызывающих не менее большие вопросы (в плане безопасности маршрута прокладки) проектов.

Пакистано-афганские отношения, точнее отношения нынешних властей двух стран, не отличаются ровным характером. Прокладка ТАПИ по афганской территории не устраивает Исламабад не только по причинам сложности его отношений с Кабулом и уязвимости трубы на афганском участке. Пакистанцы предполагают, что американцы продвигают проект ТАПИ для обретения новых аргументов к сохранению военного присутствия в Афганистане после 2014 года: охрана афганского участка ТАПИ подразделениями ограниченного контингента войск США. Пакистан не желает предоставлять США удобные основания остаться в Афганистане.

Свою роль в решительности Исламабада реализовать газовый проект с Ираном играет и фактор прокладки трубы через пакистанский регион Белуджистан. Российские знатоки афганской темы в связи с этим отмечают, что у пакистанцев тем самым появляется причина вытеснить из региона руководство движения «Талибан», которое засело там из соображений непопадания в зону слежения и поражения американских беспилотников. Считается, что в пакистанской части Белуджистана нашёл убежище лидер талибов Мулла Омар.

Нельзя исключать доверительный политический диалог между Исламабадом и Ираном на базе проекта газопровода, который свяжет их через территории белуджей. Диалог может привести к пакетному соглашению, включающему, в частности, следующие темы: взаимодействие в нейтрализации сепаратизма белуджей по обе стороны границы; согласие Ирана на преимущественное внешнее влияние Пакистана в Афганистане после конца 2014 года (ирано-пакистанский газопровод планируется запустить в эксплуатацию не позднее 2015 года) с сохранением экономических и гуманитарных связей иранцев с афганцами исключительно «вдоль» возведённых Тегераном коммуникаций с западной афганской провинцией Герат. И, конечно, позитивно нейтральная по отношению к Тегерану позиция Исламабада в случае возможной военной эскалации в регионе, участниками которой станут США-Израиль с одной стороны, и Иран – с другой.

В феврале 2012 года, в ходе совместной пресс-конференции с лидерами Ирана и Афганистана, президент Пакистана Зардари, заявил, что его страна полностью поддержит Иран в случае агрессии со стороны других государств. Интересно отметить, что в ходе той же пресс-конференции Зардари не упустил случая подчеркнуть важность реализации совместного с Ираном газопроводного проекта. Пакистан трезво оценил расклад сил и интересов в регионе. На отрезке времени до конца 2014 года Вашингтон может делать жёсткие заявления в пику ирано-пакистанскому газопроводу, но не более того.

С открытыми аналитическими материалами, ложащихся на стол конгрессменов и сотрудников президентской администрации США, имеют возможность знакомится и пакистанцы. А там указывается весьма простая арифметика, подчёркивающая необходимость для США воздерживаться от резких шагов в сторону Пакистана. К примеру, в работах вашингтонских исследователей сравнивается стоимость перевозки одного контейнера по Северной сети поставок (Центральная Азия – Россия – Прибалтика) и по пакистанскому маршруту: $17,5 тыс. и $7,2 тыс. соответственно. Американцам не откажешь в способности считать деньги и избирать экономичные варианты продвижения своих политических интересов. На нынешнем этапе, в условиях ограниченности в средствах на внешние программы, в Вашингтоне склоняются не просто к экономичным, а к «бюджетным» вариантам завершения боевой миссии в Афганистане.

Считать деньги американцы могут. Им осталось только научиться просчитывать варианты действий акторов на «многослойном» пространстве Ближнего и Среднего Востока. И как можно скорее исключить из своего регионального лексикона слово «санкции».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net