Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

28.05.2013 | Михаил Агаджанян

Затянувшийся тендер с очевидным результатом

Активная дипломатия Турции в контактах с партнёрами по НАТО совпала с сообщениями о приближающейся развязке в долголетнем тендере на поставку турецкой армии систем противовоздушной и противоракетной обороны дальнего действия (кодовое обозначение тендера - Turkish Long Range Air and Missile Defence System, T-LORAMIDS).

Тендер был открыт ещё в 2009-м и все последующие годы выделялся своим значительным внешнеполитическим контекстом. Оружейные тендеры по системам ПВО/ПРО сами по себе не могут быть избавлены от политической подоплёки внешнего свoйства. В случае же с Турцией эффект политической обусловленности тендера усиливается её стремлением самоутвердиться в отношениях с Западом, Россией и Китаем на максимально сбалансированной основе.

В тендере участвуют системы, производители которых представляют военно-промышленные комплексы США, ЕС, России и Китая. Четыре предыдущих года дали Турции возможность выбирать между следующими вариантами:

- комплексы «Patriot» версии РАС-3 (продукт американского консорциума «Raytheon & Lockheed Martin»);

- разработка франко-итальянского консорциума «Eurosam» - SAMP/T;

- российская система С-300ВМ (экспортный вариант под классификацией «Антей-2500»);

- комплекс HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000) китайской компании CPMIEC.

Решение по тендеру не раз откладывалось, причём зачастую в тот момент, когда казалось, что турецкая сторона уже не будет пролонгировать паузу. Так было, например, в прошлом году. Соответствующие оборонные структуры страны выступили с заявлениями о предстоящем выносе «вердикта» до конца июля 2012 года. Но окончательной ясности в обoзначенный отрезок времени так и не последовало. Анкара вновь взяла тайм-аут на раздумывание.

В середине мая текущего года, перед визитом турецкого премьера Эрдогана в Вашингтон, появились сообщения о выходе тендера на завершающий этап. Известные мировые интернет-ресурсы, специализирующиеся на военных вопросах, спрогнозировали принятие Анкарой окончательного решения в июне этого года. В основу прогноза была заложена инсайдерская информация от источника в американской компании-производителе комплексов «Patriot».

Заявка американцев на самом деле выделяется среди их зарубежных оппонентов на тендере. Компания «Raytheon» отмечает факт наладки выпуска на турецких оборонно-промышленных мощностях компонентов для «Patriot». По принципиально важному для Турции вопросу (производство комплектующих для систем ПВО/ПРО на турецкой территории) американцы также демонстрируют сильную позицию. Турции обещается выполнение на её производственных мощностях работ в $2 млрд., изготовление на месте около 80% комплектующих для систем.

США интригуют Турцию не только выгодными ей военно-техническими и экономическими предложениями. Американцы, кстати, как и европейские участники тендера, задействовали «тяжёлую артиллерию» в военно-политической аргументации, наставляющей турецких партнёров по НАТО на единственно правильное решение.

Несмотря на высокие тактико-технические характеристики российского и китайского комплексов, интеграция их в систему ПВО/ПРО НАТО невозможна, - прямым текстом доносят до всех заинтересованных сторон западные участники тендера.

Россия не строит иллюзий вокруг гипотетически возможного, но не более, принятия Турцией решения в пользу систем С-300. Ещё в прошлом году от официальных представителей России в Турции можно было услышать не оставляющую альтернатив констатацию - российские системы ПВО/ПРО не инкорпорируются в натовскую систему борьбы с воздушными целями. Об этом в июле прошлого года заявил российский посол в Анкаре Владимир Ивановский.

Но заявка России для участия в тендере подана и необходимо достойно дождаться его окончания. В своё время турки предлагали россиянам усилить их заявку в тендере заменой систем С-300 на усовершенствованные С-400. Как можно понять, предложение Анкары изначально не встретило взаимности у Москвы, впрочем, как и турецкие инициативы вокруг объёмов и содержательности совместных работ по изготовлению российских систем на территории страны-заказчика. Известно, что годами ранее Турция выдвинула условие: помимо самих комплексов, Россия передаёт и технологии их производства. Кроме того, не менее 40% работ по производству систем должны быть переданы турецким компаниям. Однако, российская сторона сочла эти настоятельные пожелания неприемлемыми для себя.

Недавно отечественные оборонщики указали на возможный вариант участия Турции в работах по изготовлению российских комплексов, но в весьма усечённом, особенно на фоне вышеуказанных американских предложений, виде. Со слов представителей «Рособоронэкспорта», Москва готова в рамках тендера предложить совместный российско-турецкий продукт на основе системы «Антей-2500», например, поставив начинку ПВО на турецкое шасси.

Это предложение имеет мало шансов предметно заинтересовать Турцию.

Фактически выбор турецкой стороны сводится к двум вариантам – американский «Patriot» и европейский «SAMP/T». Шансы первого предпочтительнее. Их можно оценить примерно как 75 к 25 (по 100-бальной шкaле вероятности турецкого выбора из двух указанных вариантов) в пользу продукта оборонно-промышленного комплекса США.

Решение Турции по тендеру на самом деле мало у кого вызывает сомнения. Тем более после размещения в январе текущего года комплексов «Patriot» на южных рубежах страны, впритык к её границе с Сирией. Но определённые вариации в позиции Анкары вполне вероятны, конечно, в пределах общей линии на склонение к выбору американских систем.

Интересен сам факт активного проброса в СМИ сюжета об ожидаемом в скором времени решении Турции по тендеру. Источник информации в лице американских ресурсов наставляет на версию осуществляемого Вашингтоном подталкивания турецких партнёров к скорейшему определению. Последние, в свою очередь, как и прежде, демонстрируют настрой на затягивание интриги до последнего момента, надеясь на возможные «вновь открывшиеся обстоятельства».

Искать эти обстоятельства Турция может в России. Будучи с визитом в Вашингтоне, Эрдоган выразил желание в ближайшее время посетить Москву и провести с российской стороной консультации, в частности, по Сирии и другим ближневосточным темам. Очевидно, что какими бы «прорывными» данные консультации не были, Турция не переориентируется на российские системы ПВО/ПРО. Но создать одну из рабочих возможностей для расширения поля переговоров с российской стороной туркам вполне под силу. Тем более, если данная возможность уже прошла согласование между ними и американцами в ходе последней встречи на высшем уровне.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net