Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.07.2013 | Михаил Агаджанян
Железная дорога длиною в 15 лет
Новый китайский лидер Си Цзиньпин сконцентрировался на внутренней борьбе с коррупцией в высшем и среднем звеньях партийно-государственной машины страны. Но это не привело к сбавлению Китаем темпа экономического проникновения в стратегически важные для него соседние регионы. Центральная Азия продолжает находиться в фокусе внешнего внимания второй экономики мира.
На некоторых центральноазиатских направлениях Китай продвигает свои позиции с особой целеустремлённостью. С первыми числами июля узбекско-китайские отношения зафиксировали очередной прогресс. В эти дни стороны достигли инвестиционных соглашений вокруг специальной индустриальной зоны «Джизак» (Джизакская область в центральной части республики). Подписано 21 соглашение по реализации совместных проектов в энергетике, машиностроении, фармацевтике на общую сумму более $100 млн.
Китайские капиталовложения в «Джизак» подчёркивают обоюдное стремление Пекина и Ташкента упрочить двусторонний фундамент сотрудничества комплексным торгово-экономическим подходом. Создание подобных зон ведёт к необходимости развития транспортной инфраструктуры в регионе, в чём проявляется одна из приоритетных задач Китая в Центральной Азии.
Совокупные инвестиции Поднебесной в узбекскую экономику превысили $4 млрд. С 2005 года, когда Ташкент пошёл на пересмотр своих отношений с Западом, республика занимает первые строки в списке приоритетных инвестиционных партнёров Китая. Последний вкладывает деньги в Узбекистан, что называется, на перспективу. Он заинтересован не только в ёмком узбекском рынке потребления. Через республику с 30-миллионным населением проходят важные наземные магистрали, сеть которых Китай намерен расширить. Известно, что порядка 80% своего экспорта Китай поставляет на внешние рынки морским путём. Примерно столько же жизненно важных для китайской экономики энергоресурсов импортируется с использованием морской инфраструктуры. Сухопутная связь Китая с внешним миром представляется ему стратегическим резервом на случай обострения известных территориальных споров с соседями в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
Возможно, именно в этом кроется одно из объяснений повышенного внимания Пекина к развитию нефтегазового сотрудничества с северными соседями. Основная часть китайских инвестиций из указанных $4 млрд. направлена в топливно-энергетический сектор узбекской экономики, а также в разработку природных ресурсов республики. В ходе государственного визита в Китай президента Узбекистана Ислама Каримова в апреле 2011 года было заключено соглашение о строительстве третьей очереди газопровода «Центральная Азия – Китай». Это позволит Узбекистану к 2015 году поставлять в Китай до 10 млрд. куб. м газа. Китайская энергетическая компания CNPC продолжает вести в республике геолого-разведывательные работы.
Ташкент поступательно создаёт для китайского партнёра (и не только для него) льготные торгово-экономические режимы. К примеру, с 1 января этого года вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями освобождаются в Узбекистане от уплаты импортной таможенной пошлины при ввозе имущества для собственных производственных нужд сроком на 2 года с момента их государственной регистрации.
Но отсутствие общей границы ставит перед партнёрами по государственному и частному бизнесу непростые задачи. Участие в проектах третьих сторон требует включения механизмов взаимных согласований. А они всё труднее даются Ташкенту и Пекину, в частности, при предполагаемом участии в транспортных проектах Бишкека. Планы по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан до сих пор не продемонстрировали симптомов практической реализации. И это при том, что идея железнодорожного сообщения время от времени всплывает в заявлениях политиков и оценках экспертов ещё с конца 1990-х годов. Китайцы предлагают маршрут пути от приграничного с Китаем кыргызского населённого пункта Торугарт через город Джалал-Абад до узбекского Андижана. Предполагаемая протяжённость кыргызского участка магистрали - 268 км. Планируемый по всей длине маршрута от Китая до Узбекистана грузопоток - 15 млн. тонн в год.
Бишкек занял скептическую позицию по этому проекту. Помимо прочего указывается на то, что в проекте Кыргызстану уготована лишь роль транзитной между Китаем и Узбекистаном территории, без существенных перспектив увеличить объём торговли с китайскими партнёрами. Также отмечается, что в обмен на взятие всех расходов по строительству кыргызского участка на себя, китайцы предлагают передать им права на разработку местных золоторудных и других месторождений редкоземельных металлов. Опасения кыргызской стороны лежат и в плоскости неравномерного распределения людских ресурсов в регионе реализации проекта. По разным оценкам, в Кыргызстане ныне проживает и работает 200 - 300 тысяч граждан КНР. Со строительством магистрали поток трудовых мигрантов из Китая существенно увеличится.
Экономическое проникновение Китая в Центральную Азию, в том числе и с использованием потенциала Узбекистана, продолжается, демонстрируя на определённых направлениях элементы торгово-экономической и инвестиционной экспансии. Показательная статистика - торговый оборот Китая с республиками Центральной Азии за последние 20 лет вырос более чем в 100 раз. Но крупные инвестиции не ведут к автоматическому устранению сложностей между соседями. Отношения Узбекистана и Кыргызстана нельзя назвать ровными. Придать им более эластичный вид иногда не под силу даже такой державе как Китай. Наглядный тому пример многолетняя подвешенность проекта железной дороги Китай – Кыргызстан - Узбекистан.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.