Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.08.2013 | Михаил Агаджанян
Морские узлы ВТС России с Индией: разрубить нельзя распутать
Чрезвычайное происшествие на подводной лодке индийских ВМС может поколебать военно-техническое сотрудничество (ВТС) Москвы и Нью-Дели. Основные версии строятся вокруг обнаружившихся технических неисправностей и ошибок персонала. В частности, указывается на короткое замыкание, приведшее к взрыву на борту.
Подлодка прошла ремонт и модернизацию на российских верфях в Северодвинске. После этого, в январе 2013 года корабль (отечественный проект 877 ЭКМ) был передан индийской стороне. Москва исключает свою вину, даже косвенного характера, во внештатной ситуации 14 августа в порту Мумбаи. По заверениям российской стороны, ремонт прошёл в плановом режиме, по его итогам никаких нареканий от индийцев не поступило.
Вместе с тем, даже если созданная для расследования происшествия индийская комиссия придёт к выводам об отсутствии «состава правонарушения» российских партнёров, последствия ЧП могут отложить негативный отпечаток на отношения двух стран в сфере ВТС. Как минимум, остаётся открытым вопрос о причинах несрабатывания на подлодке, прошедшей ремонт и модернизацию в России, системы безопасности.
Россия продолжает пребывать на первом месте в числе главных поставщиков Индии продукции военного назначения. Номенклатура российского оборонно-промышленного комплекса присутствует практически во всех сегментах закупок индийцами вооружений и военной техники (ВВТ) за рубежом. Лидирующие позиции России на оружейном рынке Индии внушительны по количественным параметрам. Прорыва же в повышении качества поставляемых индийцам отечественных образцов ВВТ так и не произошло. Напротив, стороны постоянно сталкиваются с двумя негативными элементами в сфере их ВТС – уровень качества поставляемой россиянами продукции и сроки исполнения оружейных контрактов.
Примечательно, что последние эпизоды в череде подтверждений отставания качественных параметров сотрудничества от его объёмов были чаще всего выражены в военно-морском сегменте поставок ВВТ. История с авианосцем «Викрамадитья» (бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») уже претендует на хрестоматийность. Свой негативный штрих добавила и сделка по атомной подводной лодке «Чакра» (К-152 «Нерпа», проект 971), переданной в лизинг Индии в начале 2012 года с задержкой на 5 лет.
Дефицит качества и запаздывание сроков реализации контрактов не может устраивать индийцев в складывающейся вокруг них геополитической ситуации. Стратегическое оппонирование Индии и Китая рельефно преломляется через военно-морские амбиции двух держав в Восточной и Южной Азии. В сухопутной составляющей военного противостояния индийцы объективно не могут составить китайцам достойной конкуренции. Акцент в сдерживании региональных амбиций соседа Нью-Дели сделал на морские силы. И, надо сказать, заметно преуспел в этом. По оценкам военных экспертов, между Индией и Китаем установился баланс сил на море, причём в отдельных сегментах с опережением индийской стороны. К примеру, Индия имеет преимущество перед Китаем по военно-морской авиации.
Рост финансовых возможностей индийцев стимулирует их к приобретению новейших образцов ВВТ, получению оружия на условиях «безупречное качество – оговоренные сроки». Критерий объёма закупок отходит для Нью-Дели на второй план. Ибо здесь осознают, что сдерживать китайцев в любом потенциальном конфликте им придётся не числом, а умением и более современными образцами ВВТ.
В апреле 2012 года командование индийских ВМС подготовило доклад для парламента страны, в котором определило ближайшие задачи военно-морского строительства. К ним были отнесены оснащение флота палубными самолётами и беспилотными аппаратами, наращивание возможностей противолодочной борьбы, подготовка к проведению экспедиционных операций, создание боевых возможностей и инфраструктуры для проведения военно-морских операций низкой интенсивности. Военное планирование индийцев в деле утверждения своих позиций в Мировом океане всё в большей степени ориентируется на боевые возможности и передовые технологии, а не на количественные показатели, как это было прежде.
В поисках качества ВВТ и чётких сроков исполнения контрактов индийцам советуют переориентировать взор с России на США и других евроатлантических игроков на мировом рынке оружия. Благо под это уже создан политический базис самого тесного общения индийцев с американцами. Прежде всего, в рамках их двустороннего «Стратегического диалога».
Сложно сказать, насколько глубокий отпечаток на российско-индийское ВТС отложит инцидент с подводной лодкой. Ныне Москва пытается предложить Нью-Дели новые опции для замены потерянного корабля. Звучат предложения взять в лизинг у России несколько дизель-электрических подводных лодок того же проекта, что и неподлежащий восстановлению «Синдуракшак». Россия готова участвовать в индийском тендере на 6 новых подлодок со своим «Амур - 1650» (неатомная подводная лодка проекта 677). Также предлагается пополнить индийский флот новыми атомными подводными крейсерами: купить или арендовать атомные лодки проекта 971.
Предложения заслуживают внимания и могут претендовать на интерес индийской стороны. За исключением, пожалуй, вариантов с устаревшими дизель-электрическими лодками. Так как, по объективному мнению военных экспертов, эпоха дизельного подводного флота конкретно для Индии прошла. У них технологические, научные и финансовые возможности уже выросли до уровня, позволяющего приобретать и эффективно эксплуатировать атомные лодки.
Российской стороне не помешало бы проведение глубокой инвентаризации ВТС с Индией для повышения качества поставляемой техники и улучшения временных параметров исполнения оружейных контрактов. Иначе, предрекаемая экспертами уступка Россией лидирующих позиций на индийском рынке ВВТ станет реальностью даже быстрее, чем ныне прогнозируется. По оценкам Центра анализа мировой торговли оружием, долевой показатель России на рынке вооружений Индии снизится с 57,2% в 2005-2012 гг. до 29% в 2013-2016 годы. Это связано с тем, что Индия приступила к реализации масштабных программ по закупке вооружений и Россия не может конкурировать во всех сегментах рынка. Кроме того, Индия активно проводит политику диверсификации поставщиков вооружений. Следует также отметить, что Россия проиграла ряд крупных тендеров, из чего, безусловно, необходимо делать выводы.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.