Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

23.09.2013 | Михаил Агаджанян

США – Иран: прямой диалог назрел?

Мирная инициатива России по Сирии спроецировала позитивный эффект и на другие сложные вопросы Ближнего Востока. В последние дни политики и эксперты отошли от ожиданий скорой военной эскалации в регионе, всё чаще стали оперировать понятием «шанс», вместо термина «конфронтация». Последняя не замедлила сбавить свой уровень в одном из наиболее принципиально важных для мира на Ближнем Востоке вопросе - американо-иранское противостояние.

Очевидно, что появившийся шанс урегулировать имеющиеся разногласия за столом переговоров был обусловлен, прежде всего, итогами последних президентских выборов в Иране. Вступивший в свои права новый кабинет министров Исламской республики выглядит весьма привлекательным для целей восстановления диалога с Западом. Но и российская инициатива химического разоружения Сирии также внесла свою лепту. Как минимум, в той части, что она была принята США, Великобританией, Францией, другими западными державами и Ираном за основу. В последние годы трудно вспомнить некий серьёзный внешнеполитический сюжет, в рамках которого позитивные оценки указанных стран и Ирана совпадали.

Поводы для ожиданий прорыва в американо-иранских отношениях подал сам хозяин Белого дома. В интервью телеканалу «ABC» (состоялось 13 сентября в Белом доме, опубликовано 15 сентября) Обама был сдержан в оценках перспектив восстановления отношений США с Ираном. Впрочем, в его оптимизме составляющая сдержанности не была подавляющей. Президент сверхдержавы впервые за долгие годы высказал предположение о возможности достижения с Тегераном дипломатического урегулирования. Обама указал на имевший место между ним и президентом Ирана Роухани обмен письмами. Содержание переписки не было представлено общественности, но из общих фраз президента-лауреата Нобелевской премии мира было ясно, что у «голубей» появился шанс в борьбе с «ястребами».

Углублённое ознакомление с заявлениями Обамы свидетельствует о сохранении массы вопросов об отношениях Вашингтона и Тегерана. Чего только стоит его следующая формулировка в интервью от 13 сентября: «если мы будем иметь достоверную угрозу применения силы в сочетании с активными дипломатическими усилиями, это может позволить нам достичь соглашения».

Такой внешнеполитический тон для иранской стороны изначально неприемлем. Намёк Обамы на то, что опробованная в отношении Дамаска «дипломатия, подкреплённая военной угрозой» может стать моделью для переговоров с Тегераном для последнего выглядит контрпродуктивным. За все годы противостояния с Западом вокруг ядерной программы Исламской республики и других вопросов из ближневосточной повестки иранцы менее всего хотели, чтобы их заподозрили в отходе от прежних позиций под прессом прямых и скрытых угроз. Но с чего-то же надо начинать. Пусть и с не совсем политкорретных заключений президента США в адрес Ирана.

После интервью Обамы появились слухи о предстоящей между ним и Роухани встречи на полях Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. «Зачинщицей» сенсации стала британская пресса. Газета «The Guardian» 15 сентября оповестила общественность о контакте глав внешнеполитических ведомств Соединённого Королевства и Ирана. По его результатам стороны сошлись на целесообразности проведения в Нью-Йорке, на открывшейся 17 сентября 68-й сессии ГА ООН встречи дипломатов Лондона и Тегерана. Возможно, состоится встреча главы британского Форин-офиса Уильяма Хейга не только с его иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом, но и с президентом Роухани.

Отталкиваясь от предварительно достигнутой британо-иранской договорённости, из Лондона выдвинули, а в других политических центрах мира подхватили, версию о подготовке к «исторической встрече» лидеров США и Ирана. Последний раз главы двух государств контактировали 36 лет назад. В декабре 1977 года, за 14 месяцев до Исламской революции в Иране, президент Джимми Картер встретился с шахом Мохаммедом Реза Пехлеви.

Официальные представители президентской администрации США 16 сентября решили приблизить завышенные ожидания к реальности. Из Вашингтона указали на отсутствие в ближайшем графике Обамы пункта о встрече с иранским коллегой. Но её возможность не была исключена.

Свой шаг к диалогу с США в целом и к встрече с Обамой сделал и Роухани. Выступая 18 сентября по американскому телевизионному каналу «NBC», он выразил надежду на дипломатический прорыв в переговорах по ядерной программе. «Ни при каких обстоятельствах и никогда Иран не будет добиваться оружия массового уничтожения», - подытожил свои мысли иранский президент.

Если встречу Обамы с Роухани всё же не удастся организовать, сам факт обмена письмами между президентами и их предварительный настрой на прорыв в отношениях говорят о многом. Вспоминаются первые месяцы 2012 года, когда США и Иран на высшем уровне обменялись письменными посланиями. В январе прошлого года стало известно о послании Обамы высшему руководителю Ирана Али Хаменеи. Тогда в СМИ просочились некоторые фрагменты послания хозяина Белого дома. Иранские источники отмечали, что «первая часть письма содержала угрозы» (вокруг темы закрытия Ормузского пролива), а «вторая часть - предложение о диалоге». Вторым эпизодом в опосредованном общении руководства США и Ирана стало послание Обамы аятолле Хаменеи, переданное в апреле 2012 года через турецкого премьера Реджепа Эрдогана. На этот раз некоторые СМИ (в основном - турецкие) сообщили: в президентском послании была выражена мысль о том, что Вашингтон не станет противодействовать реализации ядерной программы Тегерана, если иранское руководство докажет отсутствие у него намерения конструировать атомный боезаряд. В том же послании, если верить турецким источникам, американская сторона одобрила заявления Хаменеи о том, что создание оружия массового уничтожения противоречит принципам ислама. Сухой остаток тогдашней переписки, к сожалению не переросшей в качественные подвижки отношений двух стран, свёлся к очередному заверению Тегерана в мирном характере его ядерной программы.

Основная мысль, которую американцы стремятся донести до иранцев, сводится к двум посылам. В первую очередь, декларируется открытость Вашингтона к мирному и компромиссному решению вопроса с ядерной программой Тегерана. Второй посыл лежит в плоскости реал-политик. США убеждают своих ближневосточных партнёров и косвенно Иран в том, что решение не атаковать Сирию на нынешнем этапе не означает американскую нерешительность и не снимает c будущей повестки вероятность ударов по Ирану. Санкции не будут ослаблены до тех пор, пока на стол переговоров с «шестёркой» Тегеран не положит неопровержимые доказательства отсутствия военных целей в его ядерной программе. Известно, что Соединённые Штаты поспешили заверить Израиль: инициатива по химическому разоружению Сирии не приведёт к тому, что Вашингтон будет менее решительно препятствовать созданию Ираном ядерного оружия. Госсекретарь Керри нанёс специальный визит в Израиль (15 сентября), дабы заверить в этом лично премьер-министра Нетаньяху.

Вместе с тем, американцы, как бы этому не противились некоторые силы на Ближнем Востоке, не исключают возможности достижения прорывных развязок в непосредственном контакте с иранцами.

Прагматично мыслящих экспертов и политиков не покидает ощущение, что выдвижение Вашингтоном неких идей, озвучивание заявлений о целесообразности урегулирования противоречий с Ираном путем задействования прямого переговорного канала не выходят пока за рамки зондирующих «пробросов». Реальные предпосылки для задействования сторонами канала прямого диалога на нынешнем этапе не сложились. И всё же, долгосрочный прогноз в вопросе склонения США и Ирана к необходимости предметных переговоров - позитивный.

Встреча президентов США и Ирана может состояться 24 сентября. На этот день запланированы выступления обоих лидеров на сессии ГА ООН. За считанные часы до предполагаемого личного контакта Обамы и Роухани его вероятность под вопросом. Не вызывает сомнений лишь необходимость хотя бы ознакомительной встречи двух лидеров длительностью в несколько минут. После чего нынешние враги могут обрести точку отсчёта к восстановлению отношений. С чего-то же надо начинать…

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net