Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Кавказ
09.12.2013 | Сергей Минасян
Переформатирование российского военного присутствия на Южном Кавказе: всерьез или надолго?
2 декабря 2013 г. состоялся государственный визит российского президент Владимира Путина в Армению. Одной из особенностей визита явилось то, что он начался с посещения второго города Армении – Гюмри, где дислоцирована 102-я российская военная база (РВБ), которую и посетил российский президент вместе со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном. На 102-й РВБ президентам, кроме всего прочего, были продемонстрированы новые образцы вооружения и военной техники (ВВТ), в том числе совсем недавно поступившие на ее вооружение. Данный визит, укладывающийся в общие процессы динамики российской политики в регионе, также может послужить поводом для краткого анализа процесса некоего переформатирования российского военного присутствия на Южном Кавказе. А в этом направлении происходят примечательные тенденции.
Еще в октябре нынешнего года полковник Александр Петров, командир 3624-й российской авиационной базы, дислоцированной в ереванском аэропорту Эребуни, что находящаяся под его командованием эскадрилья истребителей МиГ-29 в течение ближайших месяцев будет также усилена вертолетной эскадрильей, и на их основе база будет переформирована в смешанный авиационный полк. Это было сделано в ходе мероприятия, посвященного 15-ой годовщине перевооружения базы на истребители МиГ-29 (до 1998 г. эта база использовала истребители МиГ-23). При этом полковник Петров также подчеркнул, что начался также процесс замены и модернизации некоторых блоков в авионике и системах управления истребителей МиГ-29, что может позволить по некоторым параметрам причислить к истребителям так называемого «поколения 4+». В частности, это позволит их использовать не только в качестве «чистых» истребителей для борьбы с воздушными целями, но также и для действий протии наземных целей. В таком случае дислоцированные в Армении истребители МиГ-29 могут быть практически доведены до уровня МиГ-29СМТ («изделие 9-17»), и по своим возможностям быть сравнимы с турецкими истребителями F-16C/D и превосходить азербайджанские МиГ-29, закупаемые Азербайджаном с 2008 г. и модернизированные в Украине («изделие 9-13»).
Наряду с этим, в соответствии с достигнутым соглашением, армянским правительством уже выделены некоторые участки на аэродроме Эребуни, на которых будет дислоцированная смешанная вертолетная эскадрилья. По всей видимости, она будет включать как ударные вертолеты Ми-24, так и многоцелевые Ми-8/17. Кроме повышения ударных возможностей 102-й РВБ и ВС Армении, входящих в Объединенную армяно-российскую группировку войск на Южном Кавказе (включающих 102-ю РВБ бригадного уровня и 5-й армейский корпус ВС Армении), формирование данной вертолетной эскадрильи позволит также повысить их потенциал по проведению совместных десантно-штурмовых операций, что особенно актуально с учетом горно-лесистого рельефа местности на Южном Кавказе.
Надо отметить, что намерение усилить и перевооружить авиационный компонент 102-й РВБ было озвучено еще летом 2013 г., когда генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что организация собирается сформировать Коллективные авиационные силы ОДКБ, которые в Кавказском регионе будут включать как боевые, так и транспортные и вспомогательные авиационные части и подразделения. В ходе последующего неформального саммита ОДКБ в Сочи было также решено включит в их состав также подразделения беспилотной авиации (БПЛА). В свою очередь, осенью 2013 г. министр обороны Армении Сейран Оганян отметил, что в рамках указанные мероприятий также планируется поставка ВВС Армении новых типов авиационной и вертолетной техники. При этом Коллективные авиационные силы ОДКБ будут действовать в тесной связке с Объединенной армяно-российской системой ПВО в регионе (о создании которой объявил сравнительно недавно президент В.Путин). Объединенная ПВО будет включать в себя как дислоцированные на территории Армении армянские ЗРК С-300ТП/ПС, «Круг» и «Куб», а также ЗРК С-300В и «Бук-М-1/2», так и силы и средства ПВО РФ, дислоцированные на Северном Кавказе.
Кроме авиационной составляющей, происходит перевооружение 102-й РВБ на новые типы ракетно-артиллерийской и бронетанковой техники. В частности, база, имеющая фактически бригадную организационно-штатную структуру, в последнее время получила на свое вооружение также 300-мм тяжелые реактивные системы залпового огня 9К58 «Смерч». Насколько известно, такого рода РСЗО «небригадного подчинения» есть только на вооружении 4-й и 7-й российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Многие из указанных систем вооружения впервые были публично продемонстрированы только в ходе визита В.Путина и С.Саргсяна на военную базу в Гюмри. Наконец. Надо также отметить, что совсем недавно армянским парламентом было ратифицировано соглашение с РФ о новом формате военно-промышленного сотрудничества, которое позволяет ВС Армении закупать ВВТ, а также боеприпасы и иную продукцию военного назначения непосредственно с российских предприятий ВПК по внутренним российским ценам, что существенно снизит их стоимость.
Очевидно, что все указанные процессы, связанные как с перевооружением 102-й РВБ, увеличением ее авиационной и ракетно-артиллерийской компоненты, создание Коллективных авиационных сил, активизация российско-армянского военно-технического сотрудничества напрямую увязываются с конкурирующими процессами политико-экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве – так называемых «евразийского» и европейского. Более того, надо полагать, что во многом именно эти соображения и лежали в основе принятого 3 сентября 2013 г. армянским президентом С.Саргсяном решения отказаться от парафирования Ассоциированного соглашения с ЕС и вместо этого объявить о своем намерении вступить в продвигаемый Кремлем Таможенный Союз. Многие эксперты считают, что российское давление в указанной сфере явилось решающим для данного решения официального Еревана, с учетом понятной заинтересованности армянской стороны в российской помощи в контексте сохраняющейся гонки вооружений с Азербайджаном, угрожающем возобновить боевые действия в зоне карабахского конфликта и опирающемся в своих угрозах на свои нефтегазовые доходы.
Другим весьма примечательным индикатором влияния общего контекста на принятое официальным Ереваном достаточно болезненное решение отказаться от результатов почти четырехлетних успешных переговоров с Брюсселем об Ассоциированном членстве и зоне свободной торговли стало заявление командира дислоцированной в Армении 102-й российской базы полковника Андрея Ружинского. Одно было сделано в октябре 2013 г., в достаточно «примечательном» интервью официальному печатному органу МО РФ – газете «Красная звезда». В нем полковником Ружиснким было отмечено, что дислоцированные в Армении российские войска могут быть открыто вовлечены, «в соответствии с обязательствами Российской Федерации и в рамках ОДКБ» в боевые действий в Нагорном Карабахе, если азербайджанская сторона решиться возобновить боевые действия.
Это не первое заявление российских военных о том, что Россия, согласно своим обязательствам может вмешаться в карабахский конфликт, даже если Азербайджан начнет боевые действия не на международно признанной территории Республики Армении. Еще в мае 2011 г. генерал-полковник Андрей Третьяк, бывший начальник главного оперативного штаба Генерального Штаба ВС РФ, на встрече с российскими журналистами также заявил, что Россия «в полной мере выполнит свои обязательства в случае войны в Нагорном Карабахе». Нынешнее интервью в официальной газете российского Министерства обороны (впоследствии не дезавуированное также и МИД России) содержало в себе более конкретный сигнал и укладывалось в новый политический контекст, хотя, естественно, все еще может достаточно двусмысленно восприниматься как Ереваном, так и Баку. Но, несмотря на достаточно расплывчатые последующие попытки то подтвердить, то частично дезавуировать данное заявление с различных сторон, очевидно, что оно было «неслучайным». Иначе «инициативный» российский полковник не встречал бы через два месяца В.Путина в своей воинской части в ходе посещения российским президентом 102-й РВБ во время официального государственного визита в Армению.
На этом фоне, тем не менее, возникает вполне естественный и важный вопрос. Насколько серьезен и долговременен процесс переформатирования российского военного присутствия на Южном Кавказе. При том, что фактически он распространяется почти только на Армению, т.к. Абхазия и ЮО (как и дислоцированные на их территории РВБ) в военно-стратегическом плане принадлежат, скорее, уже Северному, а не Южному Кавказу. Соответственно, новая динамика в российское военной политики на Южном Кавказе - это всерьез или это надолго?
Или, иными словами, Россия усиливает свое присутствие для противостояния каким-то новым региональным/внерегиональным вызовам или же это просто попытка покрепче «застолбить» место в контексте развития процессов т.н. «евразийской интеграции»? Является ли данный процесс результатом каких-либо достигнутых соглашений России в сфере безопасности с Арменией, в рамках принятых Ереваном решений по участию в Таможенном Союзе, или это должно рассматриваться в контексте более долговременных задач усиления Москвой своего общего политического и экономического присутствия и влияния не только на Армению, на и на другие страны региона Южного Кавказа?
Как представляется, ответ на данный вопрос будет зависеть от того, как данные процессы будут протекать на самом постсоветском пространстве в самое ближайшее время, и от того, как и насколько серьезно Москва и ее оппоненты и партнеры будут реагировать на усиливающуюся геополитическую «игру с нулевой суммой».
Сергей Минасян - руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, Ереван, Республика Армения
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.