Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.06.2014 | Сергей Слободчук
Подводные маневры НАТО в Черном море
В Черном море – смена караула. 15 и 16 июня два корабля-разведчика НАТО – итальянский Elletra и французский Dupuy de Lome войдут в акваторию, чтобы заменить ракетный крейсер ВМС США Vella Gulf и французский фрегат Surcouf. Но замена боевых кораблей на разведчиков – только надводная часть продвижения НАТО на Восток. Главная «подводная» интрига - удастся ли США и НАТО использовать украинский кризис, чтобы добиться отмены Конвенции Монтре?
Итальянский и французский корабли-разведчики заменят ракетный крейсер США Vella Gulf и французский фрегат Surcouf. Американец должен покинуть Черное и вернуться в акваторию Средиземного моря не позже вечера 13-го, а фрегат - 18 июня. А в сумме выходит так, что руководство НАТО смещает акцент с политической задачи на практическую. Ожидается, что корабли будут курсировать в нейтральных водах вдоль южного побережья Крыма – т.е. в северной части Черного моря. Французский корабль-разведчик относится к фрегатам класса La Fayette, строившимся с 1996 по 2001 годы, его водоизмещение составляет 3 600 тонн, а команда – 164 человека. На вооружении Surcouf имеет палубный вертолет и крылатые ракеты типа Exocet (если речь о ракетах модификации MM-40, то радиус действия составляет до 180 км). Что касается итальянского Elletra, его водоизмещение более 2 000 тонн, а экипаж – 100 человек. Судно представляет собой комплекс из около 30 систем радиоэлектронной и акустической разведки, способных отслеживать и принимать сигналы любых типов, включая спутниковые, вести электронную разведку, перехват электронной почты и телефонных переговоров. Кроме того, на борту находится батискаф, способный погружаться на глубину до 1000 метров и самолет-беспилотник.
Если следовать конвенции Монтре, то в теории оба корабля-разведчика обязаны покинуть Черное море спустя 21 день после прибытия. Именно такой срок отводит Конвенция о режиме проливов 1936 года для кораблей государств, не имеющих выхода к акватории Черного моря. А вот на практике уже есть прецедент, когда фрегат ВМС США USS Taylor находился в Черном море с 5 февраля по 9 марта 2014 года, превысив допустимые сроки на 11 суток. Дело в том, что Конвенция устанавливает для судов нечерноморских государств ограничения: общий тоннаж не более 30 тысяч тонн и предельный срок пребывания не более 21 дня. Если конкретно, то часть вторая ст. 18 гласит: «Какова бы ни была цель их пребывания в Черном море, военные корабли не прибрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня». Правда, по официальной версии, USS Taylor во время дозаправки в турецком порту сел на мель и повредил винт, а Конвенция делает исключение для таких случаев. Появление кораблей НАТО в Черном море еще 20 мая анонсировал во время своего выступления в Бухаресте вице-президент США Джо Байден. По его словам, официальная миссия разведчиков – это посещение портов и проведение морских учений, а официальный повод – агрессивное поведение России. «Сегодня агрессия в Крыму, менее чем в 250 милях от румынской территории, напоминает нам, зачем нам нужно НАТО и почему Румыния состоит в НАТО. США и наши союзники срочно усилили военное присутствие в воздухе, на земле и на море на восточном фланге НАТО», - так Байден увязал активность НАТО у границ Украины с ситуацией вокруг Крыма и военным конфликтом на Донбассе.
Итак, руководители НАТО используют украинский кризис как повод пересмотреть традиционные границы Альянса в сторону расширения. А что касается акватории Черного моря, происходит смена тактической задачи – если ранее США и другие западные страны с помощью кораблей НАТО стремились решать политическую задачу, обозначив свое присутствие у берегов Украины, то теперь речь идет о переключении на задачу практическую - мониторинге за судами, самолетами, наземными объектами и портами Черноморского флота в Крыму.
А в плоскости международного права украинский кризис – отправная точка для пересмотра международных конвенций и двусторонних договоров. Интересный факт – Конвенция о режиме проливов 1936 года (для Украины вступила в силу с 3 апреля 1992 года), подписанная по итогам конференции в Монтре между СССР, Великобританией, Францией, Турцией, Болгарией, Грецией, Румынией, Югославией и Японией – стала выражением периода нестабильности 1933 – 1939 гг., охватившего Европу накануне Второй мировой войны. А нынешний период мировой нестабильности ведет к тому, что Конвенция о режиме проливов рискует стать первой жертвой пересмотра мирового международно-правового багажа. Тем более, что призывы пересмотреть правила пребывания в Черном море ранее уже звучали, разве что ни один из участников не согласился на ее отмену либо кардинальную редакцию. Сейчас же можно прогнозировать, что США и другие «великие державы» будут мотивировать государства бассейна Черного моря – Болгарию, Грузию, Румынию, Турцию и Украину – используя с одной стороны «российскую угрозу», а с другой – военно-политический блок НАТО в качестве противовеса. Поэтому ключевая задача для США и блока НАТО – склонить на свою сторону турецкого премьера Реджепа Эрдогана, ранее отвергшего вариант отмены / пересмотра конвенции. Тем более, что Турция, контролирующая Босфор и Дарданеллы – официальный член НАТО, поэтому есть шанс задействовать и этот рычаг влияния.
Тем более, Конвенция предоставляет абсолютно законную возможность для ее денонсации. Документ действует лишь на протяжении 20 лет – и если по окончании двадцатилетнего периода ни одна из стран-участников не ставит вопрос о денонсации, тогда срок действия автоматически продлевается. А ведь 2014 год – это как раз дата за два года до истечения стандартного двадцатилетнего срока действия Конвенции Монтре (страны-участники подписали ее 20 июля 1936 года). Поэтому главная интрига 2014 года – удастся ли движущим силам НАТО добиться отмены ограничений? Ведь очевидно, что руководство Североатлантического альянса пытается нарастить военное присутствие в Восточной Европе, Черном море и Прибалтике в ответ на активизацию России.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.