Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.02.2017 | Евгений Ляпин
Румынский кризис: правительство сдается?
Социал-демократическое правительство Румынии всего через несколько недель после своей присяги оказалось в состоянии конфликта с самой опасной из всех возможных коалиций. Ее сформировали гражданское общество, президент, оппозиционные партии, либеральные СМИ и органы юстиции. Эту коалицию поддерживают Румынская Православная Церковь, а также представители ЕС и США. В результате, социал-демократы, еще в декабре выглядевшие триумфаторами, сегодня балансируют на грани бесславной отставки.
По мере развития политического кризиса увеличивается масштаб протестов. 18 января, когда впервые стало известно о планах правительства по смягчению антикоррупционного законодательства и проведению амнистии, на улицы вышли четыре-пять тысяч человек. К 29 января в демонстрациях участвовали свыше 90 000 граждан Румынии. Однако кабинет Сорина Гриндяну фактически проигнорировал и требования манифестантов, и критические замечания со стороны прокураторы и судейского корпуса (в том числе, на публичных дебатах). 31 января были приняты проекты постановления об амнистии и поправках в Уголовный кодекс. Последние предусматривают декриминализацию правонарушений с ущербом менее 200 000 леев (около 44 000 евро) и новую трактовку понятий «конфликт интересов» и «превышение полномочий». Документы утверждались в чрезвычайной спешке. По свидетельству руководителя Национального агентства по борьбе с коррупцией Лауры Ковеши, в 19:00 она получила письмо из министерства юстиции с предложением высказать замечания по законопроектам, а уже спустя два часа они были приняты правительством.
Конечным бенефициаром от изменений законодательства называют лидера Социал-демократической партии Ливиу Драгню. У него уже есть условный тюремный срок за участие в подтасовке голосов на референдуме 2012 года. В настоящее время расследуется дело о присвоении Драгней 24 тыс. евро через фиктивный наем на административную работу двух коллег по партии. При сохранении действующей редакции Уголовного кодекса это грозит главе СДП 3-4 годами заключения и полной блокадой дальнейшей политической карьеры.
Реакция на решение о поправках не заставила себя ждать. Президент Клаус Йоханнис той же ночью написал в своем Facebook’е: «Сегодня траурный день для верховенства закона. <…> Правительство СДП и АЛиД [Альянс либералов и демократов, младшие партнеры правительственной коалиции – прим. Е.Л.] аннулировало усилия миллионов румын, направленных на то, чтобы Румыния стала уважаемой европейской страной». Он добавил, что видит свою миссию в том, чтобы освободить государство от коррупции и восстановить верховенство закона. Свое одобрение данному посту выразили 126 000 пользователей. Но еще больше вышло на акции протеста 1 февраля. С этого момента антиправительственные демонстрации приняли постоянный характер, распространяясь по стране и собирая все больше участников. Хотя кабинет Гриндяну в лице министра юстиции Флорина Иордаке пытался подать законопроекты 31 января как проевропейские гуманистические реформы, в ЕС подобная инициатива была подвергнута серьезной критике. «Борьба с коррупцией должна быть усилена, а не ослаблена», - указано в официальном сообщении Еврокомиссии. Посольства Бельгии, Германии, Канады, Нидерландов, США и Франции в своем коллективном заявлении прямо назвали действия румынского правительства «подрывающими 10-летний прогресс в борьбе против коррупции». Свое слово сказала и Церковь. «Борьба против коррупции должна продолжиться, в то время как виновники должны понести наказание, так как хищение и присвоение чужой собственности унижают общество в моральном и материальном плане», - говорится в обращении Румынской патриархии.
Однако руководство СДП упорно отказывалось воспринимать внешние и внутренние протесты. В публичных выступлениях лидеры социал-демократов неоднократно заявляли, что массовые демонстрации – это плод манипуляций по стороны президента и Фонда Сороса. Еще 2 февраля Ливиу Драгня отрицал возможность каких-либо уступок по принятым законопроектам. Более того, проправительственные силы попытались перейти в контрнаступление. «Члены и сторонники СДП не намерены более сдерживать себя. <…> Партийные организации со всей страны могут привести почти миллион людей на бухарестские улицы», - пригрозил Драгня. Действительно, 5 февраля перед дворцом Котрочень (резиденция президента Румынии) прошла акция в поддержку правительства. Правда, в ней приняли участие всего две с половиной тысячи человек – в большинстве своем пенсионеры и приезжие из других городов. Манифестанты выражали поддержку действия правительства и требовали отставки Йоханниса и Ковеши. Судя по плакатам, которые они держали в руках, едва ли не главной их претензией к действующему президенту является немецкое происхождение последнего.
В тот же день на площади Победы собралось по разным оценкам от 200 000 до 300 000 противников правительства и СДП. В других крупных городах страны на акции протеста пришло по 30 000 – 50 000 участников. В родном для Йоханниса Сибиу митинговал каждый четвертый из 133-тысячного населения города. Накануне стало известно о решении премьер-министра отозвать скандальные законопроекты. «Я не хочу раскола Румынии на две части», - пытался сохранить хорошую мину Сорин Гриндяну. Однако, как часто бывает в таких ситуациях, правительство явно опоздало с уступками. К тому моменту значительная часть протестующих требовала уже отставки правительства.
7 февраля Йоханнис выступил перед членами обеих палат румынского Парламента с весьма жестким посланием: «Румыния нуждается в сильном правительстве, а не в таком, которое безропотно исполняет партийные приказы. Законы должны издаваться в интересах граждан, а не группы политиков, имеющих проблемы». Он сослался на результаты социологических исследований, согласно которым 80% считают ошибочным правительственный курс. Впрочем, с точки зрения президента, в досрочных выборах нет необходимости, но вместе с тем, и возможной отставки министра юстиции в сложившихся условиях явно недостаточно. Депутаты партий парламентского большинства – СДП и их партнеры из АЛиД – в ответ покинули зал заседаний. На следующий день оппозиционные партии попытались провести вотум недоверия кабинету Гриндяну. «Румыны не желают помилования и спасения коррумпированных политиков. Узаконивание воровства не является решением для Румынии, это только ослабляет правовое государство и нас как народ», - говорится в тексте антиправительственной резолюции. Лидер оппозиционного «Союза спасения Румынии» Никушор Дан обвинил кабинет министров в несамостоятельности и отстаивании личных интересов главы СДП. Но остроумие оппозиционеров не смогло возместить недостатка депутатских кресел. Их резолюция была предсказуемо отклонена, набрав всего 168 голосов при 233 минимально необходимых. Сам Гриндяну был настроен скорее примирительно. Упрекнув президента в желании вернуть «свое правительство», он, тем не менее, заверил депутатов, что борьба с коррупцией продолжится, а все общественно важные решения будут приниматься только путем диалога и дебатов.
Несмотря на бодрый тон, правительство и СДП чувствовали себя некомфортно, находясь под давлением не прекращавшихся протестов. Вероятно, чтобы ослабить напряжение, в отставку ушел министр юстиции Флорин Иордаке, который, однако, продолжает настаивать, что все его решения находились строго в рамках правового поля.
Редакция рекомендует
Принятие плана о проведении референдума вносит в течение кризиса определенную «тактическую паузу», которая позволяет подвести промежуточные итоги. В противостоянии с СДП президент Йоханнис смог вернуть себе инициативу, укрепить рейтинг и купировать большинство негативных последствий декабрьских выборов. Во многом этому способствовала грамотная коммуникация, налаженная им в отношении аудитории социальных сетей и участников протестного движения. Необходимо подчеркнуть, что демонстранты вовсе не являлись «политической массовкой» для Йоханниса и оппозиционных партий. Напротив, антикоррупционные протесты представляют собой совершенно самостоятельное явление, и это скорее либеральный политикум вынужден следовать в его тренде. В каком-то смысле они стали лучшим свидетельством успеха 10-летних реформ в Румынии. Можно констатировать, что в стране сложилась гражданская среда, которая, во-первых отличается нулевой толерантностью к политической коррупции, а во-вторых, готова активно противостоять ей.
Правительству социал-демократов и их союзников удалось удержаться на власти на данном этапе кризиса ценой сравнительно небольших уступок. Но любая следующая волна протестов может отправить его в отставку. Протестующим нужна гарантия того, в будущем не произойдет новых попыток пересмотра антикоррупционного законодательства. А единственной по-настоящему надежной может быть только смена социал-демократического кабинета. Следует отметить, что СДП по-прежнему располагает многочисленным и лояльным электоратом – по оценкам экспертов, даже после февральских событий они могут рассчитывать на 30% голосов при досрочных выборах. Однако их электорат недостаточно пассионарный и креативный. У контрпротеста крайне ограниченный потенциал в силу отсутствия у лидеров СДП альтернативного – идейного и ценностного – проекта. Бросается в глаза и социальные различия между сторонниками и противниками правительства. Если первые – это в основном пенсионеры, то вторые – на 80% активные молодые горожане. В самом упрощенном виде, первые – это прошлое и настоящее Румынии, вторые – ее будущее.
Евгений Ляпин – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.