Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.09.2019 | Политком.RU
Визит президента Турции в Россию
Визит президента Турции Реджепа Тайпа Эрдогана в Россию и его встреча с президентом России Владимиром Путиным на площадке Международного авиационно-космического салона (МАКС-2019) вызваны обострением ситуации в идлибской зоне деэскалации в Сирии. Однако пересечение интересов России и Турции не заканчивается на одной Сирии.
Страны заинтересованы во взаимодействии в военной сфере, в том числе в поставках Турции российских систем ПВО С-400, возможной поставке Су-35, а, возможно и Су-57, продемонстрированного Эрдогану на площадке МАКС-2019. Набирает обороты и экономическое сотрудничество. Одно из его главных направлений – строительство газопровода «Турецкий поток», первая нитка которого предназначена для поставок газа в Турцию, вторая – в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Все эти темы поднимались и во время встречи лидеров стран на полях МАКС-2019.
Сирийский конфликт – из разряда долгосрочных. Несмотря на попытки международной общественности примирить все противоборствующие стороны, боевые действия продолжаются до сих пор, а окончательного разрешения конфликта и консенсуса всех участвующих сторон в ближайшее время не предвидится. Его корни лежат еще в событиях 2011 года, когда по всему арабскому миру прокатилась волна гражданских протестов, затронувшая и Сирию. Причины конфликта носили в том числе этнический и конфессиональный характер. Преобладающая часть населения – арабы-сунниты, а правящая элита представляла собой алавитов, исповедующих шиизм. Подобное распределение власти порождало недовольство значительной части общества. На политический конфликт и засилье бессменной партии власти «Баас» наложился конфликт этнический и конфессиональный.
Постепенно конфликт разрастался, появлялись новые заинтересованные силы как внутри, так и за пределами Сирии. В результате образовалась оппозиционная президенту Башару Асаду Свободная армия Сирии, от умеренной оппозиции откололись радикалы, враждебные и Свободной армии Сирии, и Асаду, – ИГИЛ, отдельным участником конфликта стали объявившие об автономии курды. Одним из первых государств, открыто вмешавшихся в сирийский конфликт, была Турция, выступившая на стороне Свободной сирийской армии. В свою очередь, Россия и Иран активно поддерживают правительство Башара Асада, что позволило тому не только удержаться у власти, но и установить контроль над большей частью территории страны.
После многочисленных вооруженных столкновений при посредничестве России, Турции и Ирана в 2017 году было принято решение об образовании в Сирии четырех зон деэскалации, на территории которых огонь можно открывать только по террористическим группировкам, признанным таковыми СБ ООН. На сегодняшний день из четырех зон деэсклации действует только одна – в провинции Идлиб и частях соседних провинций Алеппо, Латакия и Хама. Зона деэскалации стала не только местом эвакуации из других районов Сирии членов умеренных оппозиционных группировок и их семей, но и убежищем террористов. Так, к лету 2019 года, по оценкам российских властей, контроль над регионом перешел к террористической группировке «Хайят Тахрир аш-Шам» (фактически это переименованная запрещенная в России группировка «Джабхат ан-Нусра»).
В сентябре 2018 года президенты России и Турции согласовали меморандум об урегулировании кризиса в Идлибе, договорившись о необходимости разделения радикальных и умеренных группировок и создании демилитаризованной зоны по периметру неподконтрольного Дамаску региона. Размежеванием радикалов и умеренной оппозиции должна была заняться Анкара, но процесс застопорился.
Последнее обострение в зоне Идлиба началось в августе, однако авиация Асада при поддержке российских ВКС начала наносить бомбовые удары по боевикам еще в начале мая. Причиной стало невыполнение Турцией своих обязательств по изоляции и разоружению джихадистов в зоне деэскалации: за прошедший год «Хайат Тахрир аш-Шам» стала контролировать бóльшую часть территории Идлиба и подчинила своему влиянию ряд протурецких антиасадовских формирований. Во второй половине августа произошли два серьезных инцидента, которые могли привести к прямому столкновению сирийской и турецкой армий. 19 августа сирийские правительственные войска обстреляли трассу Дамаск — Алеппо на пути турецкого конвоя, который двигался на юг зоны, а 22 августа – турецкий пост в районе города Маарет-Нааман. Россия, оказывая поддержку Асаду, понимала, что Турции это не понравится: под удары попадает протурецкая оппозиция, а бомбежки привели к перемещению около 500 тысяч человек на север провинции, к турецкой границе.
После ряда подобных инцидентов президенты Турции и России в ходе телефонного разговора договорились о срочном визите Эрдогана в Москву, главной темой которого стал сирийский конфликт. На брифинге по результатам переговоров Эрдоган обвинил правительственную армию Сирии в бомбежке гражданских объектов в зоне деэскалации, заявив, что все надлежащие шаги по защите турецких военнослужащих «при необходимости будут сделаны». Путин обтекаемо заметил, что зона деэскалации не должна служить прибежищем для террористов и плацдармом для совершения новых атак, а страны наметили дополнительные меры по нейтрализации террористических группировок и нормализации ситуации в зоне Идлиба. Дальнейшее развитие обсуждение сирийской проблемы может получить в середине сентября в Анкаре, где запланирован саммит Россия – Иран – Турция по урегулированию ситуации в Сирии.
Другая важная для российско-турецких взаимоотношений тема – поставки в Турцию российских систем ПВО С-400 и возможная поставка СУ-35 и нового СУ-57. Напомним, контракт между Россией и Турцией на поставку С-400 был заключен в декабре 2017 года. Возможность закупки С-400 страной — членом НАТО вызвала резкую критику в Соединенных Штатах, у которых Турция ранее заказала у США 100 бомбардировщиков F-35. Официальная позиция США: страны НАТО должны закупать военное оборудование единых стандартов, а С-400 им не соответствует. Что касается американских F-35, передача первого состоялась уже в июне 2018 года, однако пределы США он не покинул. В начале апреля 2019 года США перестали поставлять в Турцию оборудование для F-35. Поставка российских зенитно-ракетных комплексов изначально ожидалась в марте 2020 года, но позднее на фоне возникших затруднений с американскими технологиями, Анкара и Москва договорились ускорить процесс. Первую партию российских комплексов С-400 в Турцию поставили с 12 по 25 июля. Во вторник, 27 августа, начались поставки второй партии, а с сентября запустится процесс обучения турецких военных.
Визит Эрдогана в Россию, площадка проведения встречи президентов (МАКС-2019) и интерес к российским СУ-35 и СУ-57 стали очередным сигналом в ответ на давление США, ранее остановивших турецкое участие в проекте создания самолета F-35 из-за поставок Турции С-400. Послание однозначно: Турция не лишена альтернатив в вопросе выбора поставщиков, а чрезмерное давление США может привести к сближению с Россией и плотному сотрудничеству не только в контексте поставок С-400, но и возможной закупки российских самолетов.
Строительство и запуск газопровода «Турецкий поток» — третье важное направление сотрудничества между Россией и Турцией. «Турецкий поток» —международный проекта газопровода из Анапского района Краснодарского края России по дну Чёрного моря в европейскую часть Турции. На данный момент проект находится на последнем этапе реализации, запуск первой нитки газопровода планируется на конец 2019 года. Об этом на совместной конференции с турецким коллегой заявил и президент России Владимир Путин, отметив, что после увеличения мощности «Турецкого потока» за счет второй ветки поставки будут осуществляться транзитом и в Европу через территорию Турции.
Проблема строительства как «Турецкого потока», так и другого газопровода «Северного потока-2» сопряжены с вопросом транзита газа через Украину. Договор с Украиной заканчивается 1 января 2020 года, к этому моменту полностью «Северный поток – 2» и обе нитки «Турецкого потока» в эксплуатацию введены не будут, а значит потребуется новый договор с Украиной, заключить который на выгодных для России условиях не так просто. России выгоден краткосрочный контракт на транзит газа в Европу, Украина же настаивает на долгосрочном. Консенсуса по этому вопросу пока не найдено, тем временем текущий контракт заканчивается уже через несколько месяцев.
Эрдоган старается придерживаться традиционной для себя политики успешного лавирования между США и Россией, однако делать это становится все сложней и сложней. На фоне эскалации конфликта в зоне Идлиба у Эрдогана не получилось достичь консенсуса с Россией – позиции стран по этому вопросу различны. Вероятно, наступление войск Башара Асада продолжится (хотя и в локальных масштабах), как и их поддержка Россией. При этом возможен размен снижения амбиций Турции в Идлибе на поддержку по другой чувствительной для Турции сирийской теме – расположению курдских вооруженных формирований, их отводу от турецкой границы на северо-востоке Сирии и создании там «зоны безопасности». Недавно Турция достигла соглашения по этому вопросу с США.
Некоторое потепление взаимоотношений Турции с США выражается в появлении американского посла в Турции, которым стал помощник госсекретаря США по Ближнему Востоку Дэвид Саттерфилд. Последние 22 месяца обязанности посла исполнял временно поверенный в делах. При этом взаимоотношения между странами все же весьма противоречивы. Ранее США остановили турецкое участие в проекте создания самолета F-35 из-за поставок Турции С-400. Старается не уступать и Эрдоган, во время визита в Россию активно проявлявший интерес к российским самолетам. Послание однозначно: Турция не лишена альтернатив в вопросе выбора поставщиков, а чрезмерное давление США может привести к сближению с Россией и плотному сотрудничеству не только в контексте поставок С-400, но и возможной закупки российских самолетов.
Положение президента Турции осложняет напряженная ситуация внутри страны. Откровенно авторитарный и воинственно антагонистичный по отношению к оппозиции курс Эрдогана в сочетании с резко ухудшившейся экономической конъюнктурой и ростом дороговизны расколол общество. На местных выборах партия власти проиграла не только в Стамбуле, но и в Анкаре, и в Измире. Поддержка самого Эрдогана постепенно будет падать в условиях снижающегося экономического роста, продолжения «закручивания гаек» в политической жизни страны и отсутствия возможности обновить легитимность за счет внешних военных достижений. В такой ситуации Эрдогану жизненно важно продемонстрировать свою внешнюю легитимность и важность на международной арене, не допустив попыток шантажа и давления ни от одного из заинтересованных игроков.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.