Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
26.08.2021
Алексей Макаркин: «Законодательство об иностранных агентах является дамокловым мечом»
Особенность законодательства об иностранных агентах заключается в том, что оно является дамокловым мечом. Который может быть использован, а может нет.
Итак, иноагентом может быть признано физическое или юридическое лицо, получающее иностранное финансирование и распространяющее информацию, созданную иноагентом. При этом нет необходимости устанавливать связь между финансированием и распространением. Так что иноагентом может стать любой блогер, получивший зарубежный гонорар (например, за статью в журнале о культуре) и разместивший у себя на страничке в Фейсбуке понравившийся ему материал очередного СМИ-иноагента. Либо ученый, поехавший на международную конференцию за счет принимающей стороны, а затем давший комментарий («участвовавший в создании указанных сообщений и материалов») СМИ-иноагенту. Пусть даже конференция по биологии, а комментарий посвящен вручению Нобелевской премии в этой сфере.
Таким образом иноагентом может быть признан практически любой представитель российского интеллектуального класса, встроенный в современный глобальный мир. В крайнем случае, он может получить на свой счет малозаметный перевод рублей на 100 от неизвестного ему гражданина Молдовы, после чего неожиданно для себя окажется иноагентом. И если он пойдет в суд, то судья просто разведет руками – закон есть закон.
Но означает ли это, что если провластный пропагандист поедет за границу за счет приглашающей стороны, а потом перепечатает сообщение СМИ-иноагента (например, по теме борьбе с коронавирусом или другому неполитическому вопросу, по которому он и с иноагентом может быть согласен), то он тоже станет иноагентом? Ведь критерии соблюдены. Но ключевой момент закона – это слова «может быть признан». То есть госорганы на основе полученной информации сами принимают решения – признать человека или организацию иноагентом или нет. Так что лоялист вроде бы может не беспокоиться, а вот оппозиционер оказывается в зоне риска. Именно в этом заключается эффект дамоклова меча. Фактически речь идет о принуждении нелояльной части общества к самоцензуре и свертыванию политической (и вообще любой, связанной с политикой) активности.
Почему лоялист вроде бы может не беспокоиться? Потому что размытость закона никуда не исчезает, а отношения внутри лоялистского сообщества нередко носят конкурентный характер. Поэтому в число иноагентов можно попасть совершенно неожиданно для себя. Тем более, что исторический опыт есть – печально знаменитую статью 58 УК СССР придумали для монархистов, кадетов и эсеров, а потом по ней проходили и верные ленинцы. Или же – если не брать такой брутальный и давний пример – можно вспомнить истории с противниками украинской власти, которых неожиданно депортировали из России на украинскую же территорию. И пока одни сторонники ДНР-ЛНР возмущались такими решениями, другие говорили, что «органы не ошибаются», «мы всего не знаем» и «надо строго соблюдать все законы и инструкции, тогда все будет хорошо». Опять-таки в духе, казалось бы, давно ушедших времен.
Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.