Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

28.11.2006

НАТО: «Демократии всех стран, объединяйтесь!»

Нынешний саммит НАТО в Риге – первый за последние 15 лет, который обошелся без приглашения на него новых участников альянса. Белый дом изначально планировал усилить проамериканскую группу в НАТО за счет государств Восточной Европы - Хорватии, Албании и Македонии и, возможно, Грузии. Франция, Германия и Испания вопреки давлению США приостановили процесс расширения НАТО. По мнению французов, процесс расширения - в том числе и за счет неевропейских стран - превратит НАТО из оборонительного альянса в инструмент глобальной американской политики. О перспективах расширения НАТО и будущем крупнейшего военного альянса с «Политком.Ру» беседует директор Института стратегических оценок и анализа, главный редактор журнала «Вестник аналитики» Вагиф Гусейнов:

- Как США будут действовать в сложившихся условиях? Могут ли западноевропейские страны отстоять свои интересы внутри альянса? Возможно ли, что внешняя оборонная политика Штатов изменится?

- Вопрос о расширении блока отнюдь не снят. Рижский саммит НАТО далеко не последний. Уже в 2007 году вопрос наверняка встанет о приеме в НАТО новых членов, хотя и не все из названных стран могут получить приглашение. Надо также учитывать, что победа в США демократов на промежуточных выборах и их вероятная победа на президентских выборах 2008 года наверняка усилит стремление Вашингтона продолжить расширение блока на восток.

Прием в члены НАТО Грузии, Украины останется одним из приоритетных для альянса, особенно для его неформального лидера – США. Но пока эти страны далеко не отвечают хотя бы минимальным требованиям, выдвигаемым к потенциальным кандидатам. Работа будет вестись именно в этом направлении. А пока военная инфраструктура той же Грузии, ее, пусть и немногочисленные вооруженные силы вполне могут использоваться Вашингтоном, да и другими членами блока в рамках программ сотрудничества. В чем-то такой вариант даже более выгоден Западу – и с точки зрения затрат, и в отношениях с Россией, ухудшения отношений с которой, надо думать, трезвомыслящие руководители НАТО не хотят.

- Как изменилась роль Североатлантического блока, его значимость и «потенциальная опасность» для России за последние 15 лет?

- НАТО времен «холодной войны» и НАТО ХХI века – это по существу две принципиально разные военно-политические организации: по своему составу, целям, военно-стратегическим задачам, стратегии действий, географическим рамкам. НАТО «поглотила» все страны Варшавского договора и прибалтийские республики бывшего СССР с их армиями (далеко не самыми худшими в Европе) и военной инфрастуктурой, установила и расширяет тесное сотрудничество со всеми остальными странами, образовавшимися на территории бывшего СССР - Украина и Молдавия, Южный Кавказ, Центральная Азия. Естественно, приближение непосредственно к границам РФ такой мощной военной силы не может не представлять потенциальной опасности для России. В конце концов, для оценки потенциальной опасности более важны не намерения, а возможности. Существенную роль играет и политическая мощь блока. Недаром Польша предложила создать «энергетическое НАТО» для противодействия «энергетическому империализму» России.

С другой стороны, политический климат, который сложился в последние годы на планете и на Евразийском континенте, не оставляет иного пути, кроме сотрудничества России с этим блоком. Тем более что существует немало общих угроз, которые можно и нужно решать только общими усилиями. Конфронтация не выгодна ни России, ни НАТО.

Но надо учитывать и тот факт, что в НАТО-ХХI объективно усиливаются и внутренние противоречия, особенно в отношениях между странами Западной Европы и США. Вашингтон стремится сделать НАТО основным инструментом своей силовой политики в глобальном масштабе. Конечно, речь не идет о расколе блока, но он уже далеко не монолит времен «холодной войны», становится все более рыхлым. Новые члены из числа бывших союзников СССР больше склоняются к Вашингтону. А западноевропейцев не прельщает роль «силового кулака американской экономики», как все чаще называют альянс.

- Накануне нынешнего саммита президент США Джордж Буш выдвинул инициативу "глобального партнерства", в рамках которого следовало усилить военное сотрудничество таких стран, как США, Австралия, Япония, Южная Корея, Швеция и Финляндия. Можно ли рассматривать эту инициативу как проект нового военного альянса? Нуждаются ли сейчас США (как крупнейший геополитический игрок) в новом военном союзе?

- Евроатлантическое партнерство на ближайшую перспективу останется императивом военно-политического вектора внешней политики США – в этом нет сомнения. Но, как уже говорилось, новые условия требуют существенного расширения задач блока, географических рамок его деятельности, расширения сферы ответственности до глобального уровня. На наш взгляд, Североатлантический альянс давно уже требует переименования, более отвечающего его нынешним глобальным задачам. Но это не меняет нынешней сути альянса. Президент Буш довольно часто в последнее время говорил о «глобальной демократической революции». Продвигать этот общемировой проект в одиночку Вашингтону не под силу – Ирак и Афганистан тому пример. Поэтому Вашингтоном сегодня усиленно продвигается – и надо сказать, находит определенный отклик – лозунг: «Демократии всех стран, объединяйтесь».

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net