Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

14.11.2014 | Алексей Токарев

Абхазия: почему они возмущаются?

После того как в Абхазию поступил проект нового договора с Россией, абхазские элиты и общество «сосредоточились» и начали подыскивать слова, чтобы описать своё нежелание принимать проект именно в этой редакции, но сохранить тёплые отношения с государством-патроном. Для российского обывателя, знающего, что Москва дотирует Абхазию, вопрос «почему они возмущаются?» является тривиальным.

Политком.RU уже неоднократно обращался к теме обсуждения нового российско-абхазского договора, описывая её в разных аспектах[1]. Этот текст – попытка разобраться в причинах накала общественных настроений в Республике Абхазия во второй половине октября.

7 ноября проезжая часть и тротуар возле гостиницы «Интер-Сухум» оказались заполнены люксовыми иномарками. В абхазской столице проходил внеочередной съезд партии бывшего президента Александра Анкваба «Амцахара». В набитом под завязку (так, что с два десятка человек стояло) зале поначалу звучали ритуальные речи о необходимости дружбы с Россией, укреплении сотрудничества, совершенствовании общих пространств экономики и гуманитарной сферы, сохранении, преумножении, развитии и т.д. Собственно, это обязательный пункт любой политической речи в Абхазии. Изложением этого привычного дискурса государственные масс-медиа России и ограничились.

В отличие от Южной Осетии, где магистральные настроения – воссоединение осетинского народа в рамках российского государства, т.е. присоединение республики к России, что юго-осетинский народ неоднократно подтверждал на референдумах, в Абхазии столь же сильна установка на суверенитет в массовом сознании. Население и, тем более, элиты понимают, чем они обязаны России, особенно после признания в 2008 году. Однако, настолько же они уверены в необходимости оставаться политически независимыми.

Авторы, описывающие отношения России с частично признанными республиками, нередко уподобляют их отношениям между богатым мужчиной и женщиной-содержанкой. Дескать, кто платит, тот и танцует. Так вот в этой системе координат Абхазия – настолько гордая женщина, что стоит ей намекнуть на иждивенческий статус, она сразу и абсолютно искренне залепит хаму пощёчину и пойдёт не к предыдущему супругу, с которым развелась всерьёз и навсегда, а просто выйдет вон. За Абхазией надо ухаживать уважительно, учитывая её характер, без типовых разговоров на тему «вспомни, где бы ты была, если бы не я». Как справедливо пишет Сергей Маркедонов на Политкоме, тренд современной жизни в Абхазии – противостояние линии на политическую независимость и всё увеличивающаяся экономическая десуверенизация республики. Несмотря на всё возрастающую зависимость де-юре суверенного государства от российских дотаций, на уровне ценностей общества это не отражается. Как говорит координатор программ неправительственного фонда «Инва-содействие», один из лидеров абхазского гражданского общества Алхас Тхагушев, «абхазский суверенитет жив, пока в республике найдётся сто, тысяча, десятки тысяч человек, готовых прямо сейчас взять автомат и пойти защищать Родину». Это постконфликтное сознание обосновано не только Отечественной войной 1992-1993 годов (в Абхазии живы ветераны этой войны, по всей стране находятся мемориалы и памятники жертвам, каждая семья была ею затронута), но и последующими неоднократными грузино-абхазскими конфликтами. Помимо кровопролитной гражданской войны, начатой по инициативе звиадистов – сторонников первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдии, грузинское правительство пыталось установить военно-силовым путём контроль над Абхазией в 1998, 2001 и 2006 годах. В 1998 Абхазия подавляла действия грузинских партизан на собственной территории в Гальском районе силами 4600 военных и ополченцев при использовании бронетехники и артиллерии. Центральное правительство Грузии поощряло вооружённую борьбу ополченцев из грузинских сёл, а также партизацнских формирований («Белый легион», «Лесные братья») на территории одной из частей (Гальский район) де-юре собственной территории против её же правительства, реализуя политику ирредентизма. В промежутке 1994-2006 годов другая часть Абхазии (Кодорское ущелье) была захвачена сначала «представителем президента Грузии», а потом «изменником Родины» Эмзаром Квициани. Рейд был осуществлён при помощи чеченских боевиков под руководством террориста Гелаева, группа которого преодолела всю территорию Грузии с востока из Панкисского ущелья на запад и не была замечена официальными грузинскими властями. Все эти годы Абхазия в прямом смысле с оружием в руках отстаивала свой суверенитет. Нам представляется достаточно очевидным тезис о необходимости учитывать и постконфликтное сознание абхазского общества, и его настроенность на политическую суверенизацию при принятии политико-дипломатических решений российскими властями.

После матнр относительно дружбы с Россией и подчёркнуто вежливого отношения к договору от 2008 года на съезде «Амцахары» началась критика. Первый раз сопредседателю партии Гарику Саманбе зааплодировали, когда он кинул камень в огород президента Рауля Хаджимбы, недавно выигравшего выборы у поддерживаемого «Амцахарой» Аслана Бжания. Господин Саманба заверил зал, что президенту лучше было бы «создать специальную комиссию по обсуждению проекта договора и лично её возглавить, чтобы нести ответственность за её деятельность». Дескать, того, что президент направил проект для обсуждения в парламент, явно мало. Но для абхазского общества, в котором в силу небольшой территории и знания каждого каждым сильны традиции народной демократии, это уже прогресс по сравнению с легислатурой предыдущего лидера. Одним из основных обвинений в адрес Александра Анкваба была его закрытость, сведение всех нитей управления на себя. В этом смысле, передав проект парламенту и обществу для обсуждения, президент Хаджимба уже превзошёл предшественника. Надо полагать, при правлении господина Анкваба общество проект договора не увидело бы в принципе.

Лидер оппозиционной «Амцахары» Гарик Саманба во второй раз удостоился аплодисментов, когда снова уколол президента, пока не закончившего формирование «большой» администрации. «Мы полностью согласны с замечаниями, сделанными МИД Абхазии по проекту данного договора. Видно, что люди подошли к этому профессионально и ответственно. Возможно, потому что это единственное министерство, глава которого не сменился (после отставки Александра Анкваба – А.Т.)».

Высокопоставленный чиновник администрации нынешнего президента говорит про «подарок, который ушедший президент оставил после себя». Имеется ввиду массированный вброс в общество слухов о том, что Александра Анкваба «сняли» из-за того, что он не хотел подписывать этот «кабальный» договор с Россией. А Рауль Хаджимба сразу же подпишет. Между тем, все кандидаты в президенты говорили о необходимости подписания нового договора в ходе кампании, в т.ч. Аслан Бжания. Партнер юридической фирмы «Александров и Папаскири» Олег Папаскири объясняет, что любая оппозиционная партия пользовалась бы недостатками формулировок нового договора для зарабатывания политических очков. «В этом смысле поведение «Амцахары» вполне закономерно, - добавляет он. «Тернист» путь договора еще и потому, что российская сторона не персонифицировала со свой стороны уполномоченного представителя для пояснения и обсуждения положений документа. А сам текст отличается повышенной детализацией решений, дат и иных параметров. Здесь не хватает пояснительной записки или постатейных комментариев».

Таким образом, волнения в Абхазии (если, конечно, их можно назвать волнениями по сравнению с тем, что было в мае) начались из-за стечения обстоятельств и их игнорирования российской стороной. Во-первых, не сформирована до конца вся вертикаль власти – президент Хаджимба только подбирает команду на ключевые посты. Во-вторых, оппозиционная партия активно играет на традиционной национальной фобии абхазов – потери суверенитета. В-третьих, договор «спущенный по дипломатическим каналам» не удовлетворяет ту часть абхазской элиты, которая хочет к себе «процедурного уважения». В этих условиях от России требуется не только формализовывать в проекте договора экономическую реальность и стремиться к институционализации геополитической, но и учитывать контекст и специфику абхазского общества.

Алексей Токарев - к.п.н., научный сотрудник Центра глобальных проблем Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ

[1] С.Маркедонов «Россия и Абхазия: союзничество и интеграция С.Маркедонов «Российско-абхазский договор: грузинский фактор» А.Караваев «Особенности российско-абхазской интеграции»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net