Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.02.2016 | Николай Пахомов
Наступление на истеблишмент
После первичных выборов в Нью-Гемпшире фабула президентской кампании в США окончательно прояснилась. Избиратели недовольны происходящим в стране и политиками, которые не могут решить многочисленные проблемы, это недовольство способствует росту поддержки кандидатов, которые объявили поход против политического истэблишмента и существующего политического режима.
Ключ к пониманию нынешней кампании – президентские выборы 2008 года. Можно сказать, что Барак Обама победил в значительной степени благодаря своим обещаниям серьёзных перемен, которые должны были вернуть избирателям веру в то, что органы власти работают ради граждан. После семи лет президентства кардинальные перемены так и не произошли, проблемы, которые собирался решить Обама, никуда не исчезли, а надежда избирателей на лучшее сменилась разочарованием в политиках.
На протяжении последних пары десятилетий политологи фиксируют растущую политическую поляризацию между сторонниками республиканцев и демократов, однако сейчас выяснилось, что протестные настроения охватили электорат обеих партий. Наступлением на элиту руководят победители праймериз в Нью-Гемпшире, у демократов – Берни Сандерс, у республиканцев – Дональд Трамп.
При этом нужно понимать, что и тот, и другой не являются аутсайдерами, маргиналами, представителями масс, возглавившими «поход на Вашингтон». Оба кандидата являются частью элиты. Сандерс уже тридцать пять лет профессионально занимается политикой, в 1991 году впервые избрался в Конгресс, а с 2007 года является сенатором от Вермонта. Трамп представитель бизнес-элиты, сын миллионера, миллиардер. По его признанию, его успехи в бизнесе не были бы возможны, если бы на протяжении десятилетий он бы не умел находить общий язык с политиками обеих основных партий. Можно спорить насколько Сандерс и Трамп искренни в своей критике истэблишмента и желании помочь массам американцев, однако очевидно, что они используют существующие протестные настроения весьма умело.
Журналисты и социологи, анализируя настроения избирателей на первичных выборах, с плохо скрываемым удивлением отмечают, что некоторые избиратели, недовольные происходящим в стране, не могут решить, за кого голосовать: за Сандерса, считающего себя даже не демократом, а демократическим социалистом, или за миллиардера Трампа. До начала нынешней кампании только, мягко говоря, смельчаки могли предположить возможность таких настроений у электората, последние годы голосующего главным образом строго по партийной линии: республиканцы и люди, считающие себя консерваторами, - за республиканцев; демократы и избиратели, называющие себя либералами, - за демократов. Число неопределившихся, независимых избирателей при этом постоянно сокращалось.
Политологам, социологам и психологам ещё предстоит исследовать этот феномен. Однако уже сегодня можно отметить некоторые черты политиков, против которых избиратели, в независимости от своей партийной принадлежности или отсутствия таковой, протестуют. Это систематическое невыполнение предвыборных обещаний, их нежелание заниматься сложными вопросами, умение помочь крупным спонсорам предвыборных кампаний и неспособность решить проблемы рядовых граждан, озабоченность поддержанием своего имиджа и неумение откровенно и прямо высказаться. Последнее особенно важно: у избирателей нет никаких гарантий, что Сандерс или Трамп решат все проблемы страны, но есть ясное понимание отличий двух кандидатов от других политиков, «застёгнутых на все пуговицы» и говорящих лозунгами словно заводные куклы. Пока Клинтон демонстрирует своё несомненное мастерство словесной эквилибристики, Сандерс прямо говорит, что деятельность «Уолл-Стрит» базируется на мошенничестве. Пока сенатор Рубио на дебатах дословно повторяет одни и те же лозунги, Трамп обещает расправляться с террористами по всей строгости. Такая прямота избирателям импонирует.
Если фабула нынешней кампании после праймериз в Нью-Гемпшире прояснилась, то ход и результаты предвыборной борьбы с трудом поддаются прогнозу, что, конечно, делает нынешние президентские выборы куда более интересными, чем несколько предыдущих кампаний. В 2012 году Обама переизбрался достаточно легко, в 2008 его победу обеспечил экономический кризис, в 2004 Буш-младший продемонстрировал, что политических талантов у него больше, чем у Керри.
Попробуем проанализировать ситуацию с точки зрения перспектив начатого Сандерсом и Трампом наступления на истэблишмент. Шансы Трампа на то, чтобы пройти в финал всеобщих выборов от республиканцев, пока кажутся очень высокими. У него есть общенациональная узнаваемость, привлекающий многих избирателей имидж, средства на ведение кампании, его соперники – Рубио, Касич и Буш, - на которых делает ставку истэблишмент республиканцев, борются за одних и тех же избирателей.
Редакция рекомендует
Однако шансы Сандерса на победу будут расти в зависимости от его новых успехов. Чем убедительнее он докажет избирателям демократических праймериз, что он – не безнадёжный кандидат, что его программа радикальных по американским стандартам реформ (доступная медицина для всех, бесплатное высшее образование и т.д.) может быть реализована, тем больше за него будут голосовать. У Трампа, при всех выгодах его положения, задача во многом аналогичная – убедить избирателей, что исход выборов зависит от них, а не от решения элит, что, если они захотят, чтобы Трамп стал президентом, так и будет.
Ожидает ли нас финал «Сандерс против Трампа»? Американские СМИ полнятся слухами, что бывший мэр Нью-Йорка, миллиардер и человек далеко не глупый, Майкл Блумберг распорядился, чтобы помощники начали готовить его предвыборную кампанию. Якобы Блумберг начнёт эту кампанию, когда станет ясно, что на всеобщих выборах избирателям можно будет выбирать только между Сандерсом и Трампом. Репортёры сообщают, что помощники Блумберга подготовку начали.
Николай Пахомов – политолог (Нью-Йорк)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.