Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.05.2016 | Алексей Портанский
Сверхзадача Обамы: завершить проект ТТП до ухода из Белого дома
Если глава государства публикует авторскую статью в одной из центральных газет, значит к тому есть веские причины. 2 мая президент США Барак Обама выступил в «Вашингтон пост» с программной статьей, посвященной Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), и для этого у него были самые серьезные основания.
Напомним, что ТТП было согласовано государствами региона 5 октября 2015 г. и официально подписано 4 февраля нынешнего года, после чего открылся процесс ратификации соглашения, который должен быть завершен в течение двух лет. Сегодняшняя задача Обамы – убедить Конгресс ратифицировать документ в сжатые сроки, что должно обеспечить доминирование Америки в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), в который активно перемещается центр роста мировой экономики.
Мир изменился, вместе с ним меняются правила, и их должны писать Соединенные Штаты, а не такие страны, как Китай, другие страны должны играть по правилам, которые устанавливает Америка и наши партнеры, а не наоборот, указывает нынешний глава Белого дома в своей статье. Примечательно, что аналогичное высказывание Обама сделал еще год назад - весной 2015 г. в одном из выступлений он подчеркнул, что США не могут позволить таким странам, как Китай, писать правила глобальной экономики.
Объективной предпосылкой относительно быстрого прогресса так называемых мегарегиональных торговых соглашений (МРТС), первым из которых удалось подписать ТТП, стал кризис, если не сказать тупик торговых переговоров Дохийского раунда в рамках ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Однако капитал непрерывно нуждается в экспансии, в новых рынках – остановка в этом процессе невозможна, что показал еще в XIX веке Карл Маркс. И если прогресса в этом плане не удается достичь в многостороннем формате, т.е. в рамках ВТО, то те же задачи будут решаться в региональном масштабе.
Соглашение о ТТП подписали 12 государств: Австралия, Бруней, Новая Зеландия, Вьетнам, Сингапур, США, Канада, Чили, Япония, Мексика, Малайзия, Перу, и несколько государств региона уже заявили о желании присоединиться к нему. Другим МРТС, торгово-экономический вес которого обещает превзойти аналогичные показатели ТТП, может стать Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) между США и ЕС, переговоры по которому продолжаются. Ведущая роль в обоих партнерствах принадлежит Соединенным Штатам. Наконец, третьим МРТС является Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП) между Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией. В нем видится некий «китайский противовес» ТТП, хотя ряд стран одновременно участвуют и в том, и в другом формате. В соглашении о ТТП удалось выработать договоренности совершенно нового типа, содержащие самые высокие из известных сегодня в международной торговле стандарты и нормы, которых пока нет в ВТО, в том числе правила инвестирования, современные трудовые стандарты, нормы по защите окружающей среды и пр.
Реализация ТТП стала одним из основных пунктов в повестке второго срока президента Обамы. При этом Вашингтон открыто указывает на свою лидирующую роль в проекте и на одну из важнейших его целей – сдерживание Поднебесной. Придерживаясь минимальной политкорректности, Белый дом никогда не заявлял прямым текстом, что путь в ТТП для Китая закрыт. Осенью 2015 г. госсекретарь Джон Керри даже официально пригласил Пекин, а также Москву присоединиться к партнерству. Однако еще до этого громкого заявления США однозначно давал понять Китаю, что для участия в ТТП ему необходимо пройти через предварительные договоренности с Вашингтоном, что выглядело явно унизительно для второй в мире экономики.
Следует заметить, что сдерживание Соединенными Штатами Китая в регионе выходит за торгово-экономические рамки и содержит военно-стратегический аспект, который обусловлен особым положением Южно-Китайского моря (ЮКМ). Ежегодно через его акваторию перемещается товаров более чем на 5 трлн долларов, что составляет четверть мировой торговли. Из стран Восточной Азии по водам ЮКМ идут контейнеровозы с промышленной продукцией, а с Ближнего Востока в обратном направлении - танкеры с нефтью и сжиженным газом. Южно-Китайское море можно считать самой напряженной в мире и важнейшей для глобальной экономики океанской трассой. Для Китая данный район критически важен – через него проходит около 60% его внешней торговли. Стремясь усилить контроль над акваторией ЮКМ, Пекин использует, в частности, практику расширения территориальных вод путем создания искусственных островов. В ответ военные корабли США демонстративно нарушают вводимые китайской стороной запреты – минувшей осенью американский флаг в ЮКМ продемонстрировали атомный авианосец «Теодор Рузвельт» и боевой ракетный корабль «Лассен». Обеспокоенность Пекина присутствием в ЮКМ Седьмого флота, способного перерезать его торговые коммуникации, привела к серьезному обострению отношений между Пекином и Вашингтоном.
Редакция рекомендует
Добиться от Конгресса скорейшей ратификации соглашения о ТТП для администрации Обамы крайне важно, однако сделать это будет непросто. В соответствии с американской электоральной традицией, предстоящей осенью нынешний президент станет «хромой уткой», и потому реализации важнейших решений следует добиваться именно сейчас. Без ратификации ТТП общий итог второго президентства Обамы будет выглядеть достаточно скромно. Кроме того перспектива ратификации документа при следующем хозяине Белого дома представляется сегодня довольно неопределенной, учитывая известные негативные высказывания о ТТП основных претендентов Х.Клинтон и Д.Трампа. Существенен и внешний аспект – пример США сейчас крайне важен для остальных 11 участников. Если американский Конгресс одобрит соглашение, то с большой вероятностью аналогичным образом поступят и парламенты других стран-участниц. И наоборот.
В своей позиции по проекту Транстихоокеанского партнерства Соединенные Штаты вполне ясно и недвусмысленно заявляют о решимости оставаться мировым лидером на ближайшие десятилетия XXI века. Эта позиция небезупречна – не исключено, что далеко не все государства АТР примут подчеркиваемую Вашингтоном антикитайскую направленность ТТП. Это может снизить популярность проекта как в странах, которые подписали соглашение, так и среди тех, которые только собираются к нему присоединиться. Поэтому после одобрения документа Конгрессом Вашингтону придется добиваться скорейшей его ратификации в ключевых государствах с тем, чтобы общий вес экономик ратифицировавших участников превысил 85% общего ВВП всех членов ТТП. В этих условиях придется рассчитывать на американскую дипломатию, которая уже смогла продемонстрировать свою эффективность в процессе выработки соглашения о ТТП. Однако задача в любом случае будет не из легких.
Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.