Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.05.2017 | Илья Кравченко
Американец в Европе: каких результатов добился Трамп на саммитах G7 и НАТО?
Дональд Трамп совершил свое первое официальное турне в качестве президента США по ряду государств Ближнего Востока и Европы. Было ли оно успешным? Экспертное сообщество до сих пор спорит об итогах. Однако большинство сходятся во мнении, что четко прослеживаются два пункта: более-менее положительный визит Трампа в государства Ближнего и полный казусов, крайне напряженный визит в Италию и Бельгию. В данной статье речь пойдет о втором этапе первого зарубежного турне Трампа.
Как водится у 45-го главы Белого дома, начал он свой визит с крайне знаковой встречи с Папой Римским Франциском. Трамп в очередной раз показал своим критикам, что он миротворец, который готов вести диалог с различными конфессиями (до этого Трамп совершил визит в Иерусалим, где приложился к Стене Плача, а также посетил Вифлеем). В рамках визита СМИ уделили больше внимания тому, как Папа Римский мало улыбался Трампу, или почему первая леди США покрыла голову, а в Саудовской Аравии отказалась. При этом оба этих аспекта прописаны в протоколе: Папа Римский в принципе не обязан никому улыбаться, а Мелания Трамп обязана покрыть голову в присутствии главы целой конфессии (в то время как во время визита в Эр-Рияд подобное не было прописано). Другое дело, что Трамп, посетив Ватикан, еще больше укрепился среди своих избирателей, в том числе и тех католиков, которые были к нему, мягко говоря, равнодушны – этнических латиноамериканцев. То есть, данную задачу Трамп успешно выполнил.
Далее стоит упомянуть о его встрече в Брюсселе с Председателем Европейского Совета Дональдом Туском. Как известно, позиции главы США и ЕС разняться по целому ряду вопросов, начиная от борьбы с изменениями климата (которое Трамп отказывается воспринимать всерьез) и заканчивая ограничениями в свободной торговле. Более того, Туск, по его же словам, «не может сказать со стопроцентной уверенностью, что мы, президент США и я, имеем общую позицию по России», чем еще больше сгустил тучи над и так уже беспокойным визитом американского президента в ЕС. Чего стоит жест Трамп, который отказался участвовать в совместной пресс-конференции с Туском, в результате чего тот общался с представителями СМИ в одиночку. Недаром жители Брюсселя и местные газеты прозвали визит Трампа в их город «ураганом Дональд».
Но куда символичней для Трампа были не заявления СМИ, в противостоянии с которыми он закалился на полях словесных баталий у себя дома, а визит в Берлин его предшественника на посту президента – Барака Обамы. Меркель прекрасно осознает степень неприязни Трампа к Обаме, и умело использовала этот момент, чтобы продемонстрировать жесткость в диалоге, дабы никто не мог назвать США старшим братом Германии, а рассматривал бы их как двух равнозначных игроков. Помимо этого, Меркель дала понять Трампу, что если он и мнит себя «мировым полицейским», то в ЕС есть только один лидер и это Германия. Не стоит забывать и о том, что у Меркель осенью этого года предстоят уже четвертые в ее карьере выборы бундесканцлера, и ей крайне необходима поддержка видных политических деятелей. Ее штаб осведомлен о том, что Барака Обаму в Германии любят и его визит в Берлин стал для Меркель еще и личной политической победой, хоть и не такой масштабной, как может показаться.
Во время выступления у Бранденбургских ворот, которое пришли послушать около 70 тыс. человек, Обама потребовал от мирового сообщества большего вклада в борьбу с нарушением прав человека, с ограничениями свободы совести и религии. Он поддержал политику Меркель в миграционной политике и поддержке беженцев. Не всем немецким избирателям понравились слова Меркель о том, что некоторых беженцев все же можно высылать если они официально не получили убежище в Германии, и чтобы «помощь оказывалась тем, кто действительно в ней нуждается», намекая на то, что многие из мигрантов намеренно используют статус беженцев для полноценного переселения на территорию Германии и других стран Европейского Союза. «Один из моих любых партнеров во время моего президентства сидит сейчас рядом со мной, и канцлер Меркель проделала выдающуюся работу» – именно из-за таких слов поддержки она и пригласила «старого друга».
Но, как бы Меркель не импонировала бывшему президенту США, искать точки соприкосновения ей все же придется с президентом действующим. И для этого лучше всего подходит того, что объединяет Соединенные Штаты и большинство государств Европы уже на протяжении почти 70 лет – Организация Североатлантического договора.
Перед США на саммите НАТО в Брюсселе стояло две задачи: вступление НАТО как коалиции в борьбу с ИГИЛ и увеличение бюджета Альянса. Первую задачу ему пока выполнить не удалось ввиду того, что члены Альянса пока не готовы, согласно словам министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля к ведению «боевых действий», ведь НАТО – «это оборонительный союз». Действительно, в международной коалиции, возглавляемой США и так принимают участие все страны-члены Альянса. В итоге, лидеры договорились лишь продолжать обучение иракских солдат и осуществление разведывательных миссий, посредством патрулирования воздушного пространства над Сирией и Ираком.
Что касается бюджета организации, то тут Трамп нашел точки соприкосновения не столько с лидерами стран-членов Альянса, сколько с их министрами обороны. Ведь президент США продолжил отстаивать свою позицию в том, что все государства, входящие в НАТО должны выделять не менее 2% от своего бюджета на оборону. А пока это делают лишь 5 стран, включая сами Соединенные Штаты. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг еще во время личной встречи с Трампом в Вашингтоне заверил американского лидера, что уже в этом году таких стран станет 8. Однако, в очередной раз упомянув об этой проблеме во время своего выступления в новом здании штаб-квартиры НАТО, глава Белого дома дал в руки министрам обороны государств-членов козыри – теперь они смогут требовать значительного увеличения средств на оборонные нужды для обеспечения «безопасности и стабильности для всех в Альянсе».
Примечательно, что Россия и Украина не стояли на повестке дня. И поэтому Трамп толком и не упомянул их в своей речи перед лидерами стран-членов Альянса. При этом в НАТО все же не отошли от единой позиции, согласно которой Россию необходимо сдерживать, но одновременно с этим пытаться выстроить диалог.
После завершения саммита Альянса, Трамп, вместе с несколькими другими лидерами, направился в Италию, на этот раз на саммит G7 (от англ. Group of Seven, G7 – «Группа семи» или «Большая семерка»). Безопасность стала главной темой саммита «Большой семерки». Недаром итальянская сторона выбрала остров Сицилия в качестве площадки для встречи. Ведь именно через него проходит большинство мигрантов, попадающих затем в Европу из Северной Африки. Но Трамп дал понять, что готов поддержать Европу, но преимущественно в борьбе с террористической угрозой, которая также исходит от постоянно прибывающих мигрантов. Как известно, террористы активно вербуют новых членов и проникают в ЕС под видом беженцев. Теракт в Манчестере, произошедший накануне начала саммита лишь только усилил этот аспект. Американская сторона готова оказывать содействие европейским членам G7 в этом вопросе, однако бороться непосредственно с потоками беженцев пока совместно не будет.
Редакция рекомендует
Трамп-бизнесмен не мог пройти мимо проблемы необходимости борьбы с изменениями климата. Но не в том направлении, в котором бы хотелось другим лидерам «Большой семерки». Он как раз активно критикует нецелесообразность затрат на программы, связанные с глобальным потеплением. По его мнению, не стоит накладывать на бизнес дополнительные обязательства или ограничения. И здесь он в очередной раз пошел навстречу представителям бизнеса государств-членов G7, минуя критические выпады в его адрес со стороны их лидеров.
Как итог, европейскую часть заграничной поездки Трампа можно назвать вполне успешной. Ему в целом удалось укрепить свой имидж среди американских избирателей, несмотря на все казусы, на которых так акцентировали внимание СМИ. Он в очередной раз дал понять членам НАТО, что бремя расходов едино для всех, что в итоге приведет к увеличению финансирования стран-членов своих оборонных ведомств. И Трамп смог вновь показать, что как бы ни хотели его коллеги по «Большой семерке», без участия США пока не обходится ни один вопрос на повестке мировых задач.
Илья Кравченко – политолог, эксперт РСМД
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.