Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.04.2016 | Алексей Макаркин
Виктор Золотов: политический путь
5 апреля генерал армии Виктор Золотов назначен директором вновь созданной Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации. На сегодняшний день это апогей политической карьеры Золотова, много лет проработавшего начальником охраны президента.
Необычный путинский силовик
По своей биографии Золотов явно выбивается из ряда путинских силовиков, которые, как правило, являются выпускниками престижных гражданских питерских вузов, после чего были приняты на службу в КГБ – как и их начальник. В частности, Сергей Иванов закончил филологический факультет ЛГУ, Николай Патрушев – Ленинградский кораблестроительный институт, Виктор Иванов – Ленинградский электротехнический институт, Александр Бортников – Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, Евгений Муров - Ленинградский технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности, Георгий Полтавченко – Ленинградский институт авиационного приборостроения и др. Позднее все они, как и Путин, служили в Ленинградском управлении КГБ. Определенное исключение составляет Игорь Сечин, который не работал в этой структуре, но родился в Ленинграде и, как и Сергей Иванов, получил образование на филфаке ЛГУ (а затем, несколько раньше Путина, работал в иностранном отделе этого университета).
В свою очередь, Золотов не начинал своей карьеры в Ленинграде – он оказался там только в первой половине 90-х годов. Он родился в 1954 году в Рязанской области, служил по призыву в пограничных войсках, а затем работал в Москве слесарем на ЗИЛе. После этого Золотов поступил на службу в Девятое управление КГБ. Высшее образование, согласно официальной биографии, получил в «юридическом институте», название которого не конкретизируется. Понятно, что речь идет о профессиональном вузе КГБ (вполне возможно, что Высшей школе КГБ, чьи выпускники получали диплом юриста). Также в биографии значится, что Золотов окончил Академию Генштаба – но это произошло, скорее всего, уже в «нулевые» годы.
По некоторым данным, Золотов охранял Бориса Ельцина во время августовского путча 1991 года. Если это так, то он был одним из немногих сотрудников «девятки», которые пошли в охрану Ельцина вслед за Александром Коржаковым. Для того времени это был довольно рискованный выбор – многие союзные силовики старались держаться подальше от российских властных структур, так как не верили в их долговечность. Зато сделавшие такой выбор не прогадали – они стали делать быстрые карьеры. Но были и исключения, к которым относился Золотов – он не вошел в число руководителей могущественной Службы безопасности президента, созданной и возглавлявшейся Коржаковым, а был переведен в Петербург начальником охраны мэра Анатолия Собчака. Именно в это время он познакомился с Путиным и, по сообщениям прессы, даже был его спарринг-партнером в дзюдо.
В 2013 году Коржаков в интервью «Дождю» отзывался о Золотове крайне негативно: «Я о негодяях говорить не буду. Он очень мстительный, так же как и наше первое лицо, с которым он близок. А я старый пенсионер, у меня дети есть, зачем мне эти проблемы?». Возможно, что такая реакция – отзвук каких-то разногласий, имевших место в начале 90-х годов и приведших к отъезду перспективного офицера в Питер. Но более вероятной кажется другая трактовка – в 1996 году Коржаков был в числе противников переизбрания Собчака на второй срок. В этих условиях питерские чиновники, включая доверенных лиц мэра, должны были определяться – и Золотов, как и Путин, остался лояльным слабеющему Собчаку. После его поражения на выборах Золотов был уволен из Федеральной службы охраны – Коржаков тогда еще оставался главой СБП и мог принимать такие решения.
Фактор Цепова
Ко времени службы Золотова охранником Собчака относится и начало его знакомства с Романом Цеповым, возглавлявшим один из первых питерских ЧОПов – «Балтик-Эскорт». В многочисленных публикациях Цепов связывался с различными питерскими криминальными персонами и структурами, вплоть до известного «ночного губернатора» Питера Владимира Барсукова-Кумарина, присутствовавшего в 2004 году на его похоронах. Структуры Цепова конфликтовали с немалой частью правоохранителей «Северной столицы». В то же время «Новая газета» указывала и на связи Цепова с правоохранительными органами – по некоторым данным, его мать была главным стоматологом в системе исправительных учреждений Ленинграда и области, сам он закончил Высшее политическое училище МВД СССР, закончил службу во внутренних войсках в звании капитана, никогда судим не был. Интересно, что «Балтик-Эскорт» входил в число ведущих питерских ЧОПов как при Собчаке, так и при следующем главе Петербурга, Владимире Яковлеве, хотя позиции Цепова в то время и несколько ослабли.
Занятно, что Цепов был тесно связан с рижскими омоновцами, которые в 1991 году были в авангарде защитников СССР, а сам Цепов не скрывал своего сочувствия ГКЧП. Впрочем, после краха Союза идеологические различия внутри силового сообщества стали быстро сглаживаться – силовики вне зависимости от их роли в 1991 году стали позиционировать себя в качестве государственников, защитником единства и территориальной целостности страны. Немногочисленные исключения лишь подтверждали правило – сторонники демократических реформ вытеснялись из силовых структур вне зависимости от их заслуг перед новой российской властью. Поэтому Золотов без проблем договорился с Цеповым о сотрудничестве – «Балтик-Эскорт» за символическую плату взял на себя охрану лиц, которым не полагалась защита ФСО – семьи Собчака (его жены и дочери), а также Владимира Путина, бывшего «человеком номер два» в питерской системе власти. Существует неподтвержденная версия, что после увольнения из ФСО Золотов некоторое время сотрудничал с «Балтик-Эскортом» (также, по сведениям New Times , он в этот период также организовывал службы безопасности в банках, был начальником службы охраны в крупнейшем на тот момент импортере фруктов «ОЛБИ-джаз»).
В 90-е годы Цепов имел репутацию одного из ведущих питерских «решальщиков». В первой половине «нулевых» его влияние еще более усилилось – он даже предлагал свои услуги для разруливания «дела ЮКОСа». Однако в сентябре 2004 года Цепов неожиданно скончался. Были выдвинуты две версии случившегося. Первая была связана с последствиями самолечения, вторая, куда более популярная – с отравлением, вызвавшим разрушение костного мозга. «Новая газета» отмечала, что «большинство знавших «Рому» видят причины его гибели в том, что Цепов в последнее время, в частности в истории с «ЮКОСом», зарвался, «запонтовался» и превысил свои неформальные полномочия. Козырял связями, именами и вообще. За это и был образцово наказан». Впрочем, издание достаточно осторожно и расплывчато формулировало и другой сценарий – Цепов «все делал по сложившимся правилам и «по понятиям», а ход, который привел к его гибели, был сделан уже другими», более сильными, влиятельными и везучими игроками.
«Московские новости» привели список известных персон, присутствовавших на отпевании Цепова в Князь-Владимирском соборе Петербурга: тогдашние «начальник службы президентской охраны Виктор Золотов, начальник Главного управления собственной безопасности МВД Константин Ромодановский, начальник Главного управления МВД по Северо-Западному федеральному округу Андрей Новиков и все высшие чины петербургской милиции». На кладбище были приглашены только родные и самые близкие. Горсть земли на крышку гроба бросил и Золотов.
Охранник президента
Назначение Путина премьер-министром привело к возвращению Золотова в ФСО, а в 2000 году он возглавил Службу безопасности президента. В этом качестве он принял активное участие в «войне силовиков» в середине «нулевых» годов на стороне тогдашнего главы ФСКН Виктора Черкесова. Тогда же Золотов сближается с двумя влиятельными силовиками, в 90-е годы работавшими в Петербурге. Первый – Евгений Муров – был его непосредственным начальником в ФСО. До переезда в Москву в 1998 году он занимал посты начальника Адмиралтейского райотдела ФСБ Петербурга и заместителя начальника УФСБ по Петербургу и Ленинградской области Черкесова. После назначения Путина директором ФСБ Черкесов и Муров были переведены в центральный аппарат этого ведомства, а после избрания Путина президентом Муров возглавил ФСО (он занимает этот пост и в настоящее время).
Второй – Андрей Новиков (присутствовавший на похоронах Цепова), возглавлявший в 90-е годы уголовный розыск Петербурга, а затем Красногвардейское УВД города. В 2001 году, после назначения министром внутренних дел Бориса Грызлова, Новиков стал начальником управления делами МВД, а в 2003-м возглавил Главное управление МВД по Северо-Западному федеральному округу. В 2005 году Новиков достиг вершины своей карьеры, став заместителем министра внутренних дел, куратором ключевых структур МВД (департаментов уголовного розыска, экономической безопасности, по борьбе с оргпреступностью и терроризмом). Тогда же в прессе появилась информация, что он вскоре может стать министром.
Однако в 2006 году в ходе «войны силовиков» федеральная карьера Новикова прервалась – он был перемещен в Минск на пост главы Антитеррористического центра СНГ, который возглавляет до сих пор. В 2008 году Черкесов лишился поста главы ФСКН. Впрочем, на карьеры Мурова и Золотова «война силовиков» влияния не оказала. О доверии президента к Золотову свидетельствует список наград - ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Александра Невского, Мужества, «За военные заслуги», Дружбы. В последние годы представители ФСО ведут активную аппаратную экспансию – выходцами из этой структуры являются заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов (куратор борьбы с экономической преступностью), управляющий делами президента Александр Колпаков, недолговременный замминистра обороны, а ныне губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
После назначения Золотова в МВД в 2013 году его преемником в СБП стал первый заместитель и протеже Олег Климентьев, который в конце 2015 года был перемещен на пост первого зама Мурова в ФСО (его называют возможным преемником 70-летнего Мурова в случае отставки последнего). Новым главой СБП стал Дмитрий Кочнев, биография которого обнародована не была. Известно, впрочем, что он ранее работал под началом Золотова в президентской охране.
Сам Золотов, несмотря на известность многих страниц его биографии (как следствие информационных кампаний первой половины «нулевых» годов), принадлежит к числу наиболее «закрытых» российских чиновников. Хотя издание New Times еще в 2014 году выяснило некоторые подробности относительно его личности. Бывшие подчиненные отзывались о нем комплиментарно: «Хороший профессионал, умный, требовательный к личному составу, но своих не сдает; радушный, всегда выходит встречать посетителей». Один из источников в МВД дал Золотову характеристику, близкую к коржаковской: «Жестокий, скрытный, готовый на все ради достижения поставленной цели». Другой источник оказался более благожелателен: «Неприметный, такого в толпе не отличишь, настоящий гэбэшник. Набожный, скромный, любит темные очки и черные костюмы, причем одевается без претензии, костюмы могли бы быть и подороже; пьет, но никогда не напивается, матом ругается в меру, как все». Все наблюдатели отмечали преданность Золотова Путину.
Переход Золотова во внутренние войска изначально был связан с проектом создания Национальной гвардии – первоначально его назначение замом главкома ВВ рассматривалось некоторыми как понижение, но такие оценки не оправдались. В качестве главкома ВВ он в ноябре 2015 года получил звание генерала армии. Влияние Золотова подтверждается и функциями Национальной гвардии, которые куда шире, чем у ВВ – соответствующая федеральная служба будет заниматься выработкой государственной политики и нормативно-правового регулирования как в сфере деятельности войск национальной гвардии, так и в сферах оборота оружия, частной охранной деятельности и в вневедомственной охраны. Статус главы службы приравнен к статусу федерального министра. В Нацгвардию также передаются ОМОН, СОБР, ФГУП «Охрана» (кстати, в последнем руководящий пост ранее занимал сын Золотова Роман).
Проблемы Золотова
Назначение Золотова может являться частью нового баланса в силовых структурах, который выстраивает Путин. ФСО в последнее десятилетие считается конкурентом ФСБ – и именно выходцы из этих структур являются сейчас «силовой» основой властного режима. Их объединяет стремление обеспечить стабильность власти (в борьбе против радикальной оппозиции все едины), но внутренняя конкуренция сохраняется и время от времени усиливается.
Не исключено, что следствием аппаратной борьбы являются «утечки» об имущественном положении главы Нацгвардии. По данным ФБК Алексея Навального, семья Золотовых владеет четырьмя земельными участками общей площадью 2,6 га, четырьмя квартирами (1016 кв. м) и пятью домами (2488 кв. м). Часть этого имущества была указана в декларации главы семейства, опубликованной в июне прошлого года. Помимо земель и недвижимости Виктора Золотова и его супруги Валентины ФБК посчитал и имущество их совершеннолетних детей - Романа и Жанны, декларировать которое Виктор Золотов не обязан. На каких условиях члены семьи стали собственниками квадратных метров в разных регионах страны, неизвестно, но по рыночным и кадастровым ценам, согласно оценкам ФБК, все имущество Золотовых оценивается в сумму более 630 млн руб.
Однако затем РБК провело свое расследование, которое существенно дополнило материалы Навального. Согласно данным РБК, в списке не хватает как минимум подмосковной земли его сына и участка земли в деревне Калчуга, принадлежащего самому Золотову. По данным Единого государственного реестра прав на недвижимость, полному тезке сына Виктора Золотова Роману помимо жилого дома в деревне Барвиха площадью 676 кв. м принадлежит также более 88,5 сотки земли в той же местности. Владельцем этого участка Роман Золотов является с ноября 2003 года. При этом три соседних участка рядом с ним принадлежат полному тезке Юрия Чечихина, которого Навальный назвал супругом дочери Золотова Жанны. В собственности Чечихина более 1,2 га. Когда пара оформила свои отношения, неизвестно. Владельцем участков Чечихин, как следует из выписок, стал в апреле 2004-го, марте 2005-го и апреле 2008-го. Земля в деревне Барвиха - одна из самых дорогих в России; по мнению экспертов РБК, подмосковная усадьба Романа Золотова может стоить 266–531 млн руб. в пересчете по текущему курсу, а владения его соседа Юрия Чечихина - 360–720 млн руб.
Помимо подмосковных земель у полного тезки предполагаемого зятя главы Нацгвардии есть как минимум две квартиры в Москве на улице Вересаева. Общая площадь двух принадлежащих Юрию Чечихину квартир - 400,9 кв. м. Приобретены в марте и ноябре 2011 года. По данным сервиса ЦИАН, квартиры на Вересаева стоят от 300 тыс. до 900 тыс. за 1 кв. м. Агентство недвижимости «Простор» продает в доме Чечихина две квартиры по 400 тыс. руб. за кв. м. Таким образом, недвижимость полного тезки предполагаемого зятя Золотова может стоить как минимум 120–160,4 млн руб.
Редакция рекомендует
Впрочем, создание Нацгвардии и назначение Золотова в еще большей степени, чем аппаратных конкурентов, беспокоят российскую радикальную оппозицию, которая рассматривает новую силовую структуру как непосредственную угрозу для себя. Тем более, что известны хорошие отношения Золотова с чеченским лидером Рамзаном Кадыровым, вооруженные подразделения которого («Север» и «Юг») официально входят в состав ВВ. В то же время Золотов может в большей степени, чем раньше, контролировать Кадырова (о необходимости более тесно выстраивать отношения с федеральными силовиками говорил чеченскому лидеру Путин при переназначении), но вряд ли отношения между ними будут антагонистическими. А для российской оппозиции Кадыров – один из основных раздражителей.
В любом случае, вокруг фигуры Золотова, видимо, будет еще немало конфликтов, последствия которых время от времени будут выплескиваться в публичное пространство.
Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.