Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.06.2017 | Татьяна Становая

США и России: неуправляемая деградация отношений

США и России: неуправляемая деградация отношенийОтношения России и США оказались в зоне высокой волатильности и негативного тренда. С одной стороны, администрация Дональда Трампа пытается затормозить продвижение новых санкций в Конгрессе, но с другой стороны – расширяются персональные и корпоративные санкции в отношении России самим Белым домом. Одновременно негативный контекст для Москвы задала и встреча Трампа с президентом Украины Петром Порошенко.

Колебания внешнеполитической линии Дональда Трампа, а также отсутствие внятной тактики и стратегии превращают окно возможностей по нормализации российско-американских отношений в новые испытания. Принимаемые Вашингтоном решения часто становятся не следствием реализации заранее выбранной линии, а реакцией на внешние провокационные события, такие как, например, химическая атака в Сирии. Такая реакция оказывается скорее рефлекторной, чем стратегически выверенной.

Ещё одна проблема – сохранение сильнейшего внутриполитического влияния на позиции американского президента сюжета о расследовании фактов российского вмешательства в предвыборную кампанию в США, что значительно сужает возможности Трампа. В такой ситуации образуются своеобразные политические ножницы, где, с одной стороны, главе Белого дома приходиться сопротивляться антироссийским инициативам своих политических противников, но с другой стороны, демонстрировать собственную жёсткость по отношению к России и инициировать новые санкции. В Кремле все прохладнее относятся к вероятности выстроить хотя бы минимально эффективный диалог.

Поэтому и тот факт, что республиканское большинство в Палате представителей медлит с утверждением одобренного Сенатом законопроекта, ужесточающего санкции, в России оценивают не как дружественный шаг, адресованный Москве (а он таковым и не является), а как внутриполитические разборки. В связи с этим трудно согласиться с оценкой «Коммерсанта», указавшего, что «президент Трамп добился первого реального успеха в реализации курса на нормализацию отношений с Москвой». «Пойдя наперекор решению верхней палаты Конгресса, республиканцы в Палате представителей поддержали Белый дом, предоставив Дональду Трампу поле для маневра перед переговорами с Владимиром Путиным. Решение нижней палаты стало возможным благодаря усилиям госсекретаря Тиллерсона, убедившего республиканцев в наличии у Белого дома плана нормализации отношений с Москвой, позволяющего перейти от конфронтации к ограниченному партнерству в интересах США», - написала газета.

Однако, во-первых, на сегодня пока нельзя вообще говорить о наличии «курса на нормализацию отношений» США с Россией, не говоря уже о наличии хотя бы какого-то курса. Во-вторых, упомянутый «план Тиллерсона» в большей степени походит на ультиматум, а не на предложение заключить «Большую сделку». Москве предлагается в одностороннем порядке без каких-либо гарантий и перспектив отказаться от антиамериканских шагов, например, прекратить прессинг американских дипломатов, работающих в России, и отказаться от поставок оружия движению «Талибан». Ни то, ни другое Москва не признаёт и не признает. Среди других пунктов, выполнения которых США могут потребовать от России, стоит назвать прекращение кибератак и отказ от вмешательства во внутренние дела США, что Москва, понятно, тоже достаточно жёстко отрицает.

При этом сами США не предлагают никаких «пряников», которые могли бы хотя бы в минимальной степени отвечать интересам России. В числе первоочередных таких приоритетов Москвы – украинский кризис (Москва хотела бы его разрешения на своих условиях), прекращение поддержки российской оппозиции и НКО, выстраивание диалога по ПРО, прекращение военной экспансии НАТО и вообще «антироссийской» активности альянса, как это видится из Москвы. Тиллерсон вообще не поднимает ни одного вопроса, имеющего значение для Путина, но предлагает набор тем для сотрудничества в самом абстрактном виде: по Сирии, по Северной Корее и борьбе с кибершпионажем.

В таком виде «план Тиллерсона» выглядит попыткой давления на Россию: Москве предъявляются жёсткие требования без всяких ответных обязательств. Более того, от успешности выполнения таких требований будет зависеть и дальнейшее сотрудничество, например, по Сирии, где Москве ранее удавалось, пусть и с разной степенью эффективности, вести диалог с США, но безо всяких предварительных условий. Причём даже в таком виде внутри США «план» оценивается противниками Трампа как необоснованная уступчивость Москве.

На этом фоне задержка Палаты представителей с рассмотрением нового закона о санкциях, принятым Сенатом, становится не вопросом дискуссии о курсе в отношении России, а вопросом о прерогативах Трампа. Последний не мог допустить прохождения документа, угрожающего вовсе не его курсу в отношении России, а его возможностям в сфере внешней политике: в соответствии с документом, санкционная политика переводилась из ведения президента в ведение Конгресса. Журнал Politico, который цитирует «Коммерсант», приводит слова неназванного высокопоставленного представителя администрации Трампа, предупредившего: Белый дом не будет пассивно наблюдать за тем, как президента пытаются лишить полномочий. А один из собеседников The New York Times пояснил, что Белый дом выступает не против самих санкций, а против ущемления власти президента в санкционной политике.

Кроме того, есть проблема взаимоотношений двух палат Конгресса. Палата представителей исходит из того, что, согласно Конституции, именно она должна инициировать законопроекты, связанные с доходами бюджета. Впрочем, председатель комитета по иностранным делам Сената Боб Коркер (республиканец, от штата Теннесси) считает: чтобы устранить выявленные нарушения, достаточно обеспечить «небольшое изменение текста» документа.

Более того, инициатива также вызвала и острую критику со стороны ключевого партнёра США в Европе – Германии: Ангела Меркель назвала недопустимым принятие санкционных мер, которые не учитывают или прямо противоречат интересам Берлина. Напомним, что в санкционном пакете были прописаны меры в отношении строящегося трубопровода «Северный поток — 2», названного «угрозой энергетической безопасности ЕС и развития газового рынка в Европе». Эти меры включают в себя санкции не только против российской стороны, но и против их европейских партнеров. Например, это всевозможные ограничения на американском рынке для людей и компаний, которые инвестируют «существенные суммы» в строительство российских газопроводов или предоставляют материалы, информацию и услуги для их постройки на сумму от $1 млн.

Таким образом, мотивация Трампа, которому удалось притормозить прохождение закона, была связана далеко не с желанием нормализовать отношения с Россией. Хотя неясно, сколько времени будет проходить торможение – спикер Палаты представителей Пол Райан публично объявил себя сторонником санкций. Не исключено, что в Палате попробуют «размыть» положения законопроекта, ограничивающие возможности Трампа – но неясно, до какой степени это удастся.

Более того, сам Трамп пошёл на ужесточение своей российской линии, демонстрируя Конгрессу готовность самостоятельно усиливать давление на Россию, а значит и сохранить за собой право на свободу маневра.

В то же время новые санкции оказались неприятны для России. Как заявил министр финансов США Стивен Мнучин, его ведомство расширяет действующие санкционные списки: под ограничительные меры попали 38 человек и организаций, включая замминистра экономического развития РФ Сергея Назарова и члена Совета Федерации, спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом Александра Бабакова. Ограничения ввели помимо этого против Дмитрия Уткина, которого СМИ ранее неоднократно называли основателем и руководителем частной военной компании «Вагнер», якобы причастной к боевым действиям на востоке Украины и в Сирии. Кроме того, под новые санкции подпали компания по производству и продаже огнестрельного и охолощенного оружия «Молот-Оружие» и две компании группы «Конкорд».

На этом фоне Москва пошла на ответные меры, отменив запланированный на 23 июня очередной раунд консультаций с заместителем госсекретаря США Томасом Шэнноном. Как заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, «после вчерашнего решения по санкциям обстановка не располагает к проведению раунда такого диалога, тем более что и содержания для него не набирается, поскольку Вашингтон как не предлагал, так и не предлагает ничего конкретного в данной области. Как не возвращал, так и не возвращает экспроприированную в декабре прошлого года российскую дипломатическую собственность», – говорится в заявлении дипломата. Переговоры должны были как раз касаться российской собственности – именно это администрация Трампа и пыталась сделать в качестве жеста доброй воли в преддверии возможной первой встречи лидеров двух стран на полях саммита G20.

Также Рябков назвал расширение санкций «политическим подарком» президенту Украины Петру Порошенко, находившемуся с визитом в США. «Санкции введены под старым предлогом событий на Украине. Несуразность этой мотивировки очевидна, особенно с учетом того, что американцы теперь фактически обвиняют в украинском кризисе среди прочих московский байк-центр и известную компанию, занимающуюся кейтерингом», – говорится в заявлении Рябкова. Он назвал неубедительным заявление Вашингтона о намерении продолжить диалог с Москвой, а также подчеркнул, что на Россию нельзя надавить: «Надеемся, что осознание этого простого факта подвигнет наконец Вашингтон прервать санкционную спираль и заняться возвращением двустороннего диалога и взаимодействия к норме».

Критично санкции прокомментировал и министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам переговоров с французским коллегой Жан-Ивом Ле Дрианом. «Это атмосферу не улучшает, санкции в очередной раз принимаются на ровном месте. Ссылка на ситуацию на Украине, по-моему, у всех серьёзных наблюдателей вызывает улыбку», - сказал российский министр.

Однако в нынешней ситуации санкции – лишь одна из проблем отношений России и США, а также в целом России и Запада. Сейчас наблюдается новый виток общего роста напряжённости, что можно трактовать как следствие неопределённости в стратегии США. Это касается трёх ключевых тем: Сирии, НАТО и отношений России с «проблемными» странами Европы. В отсутствие какой-либо линии США, инициативу в свои руки берут «ястребы».

Так, в Сирии нарастает новое обострение между российскими и американскими военными. Американский истребитель F/A-18E неподалеку от границы с Ираком уничтожил сирийский бомбардировщик Су-22, что вызвало резкую реакцию России. Минобороны сообщило о прекращении действия российско-американского меморандума о взаимодействии для предотвращения инцидентов в ходе сирийской операции (в последний раз Россия это делала после удара американскими крылатыми ракетами по сирийской базе Шайрат). Замминистра иностранных дел Сергей Рябков назвал удар по бомбардировщику «актом агрессии» и обвинил США в помощи террористам. По версии сирийских военных, Су-22 атаковал позиции боевиков Исламского государства (ИГ, запрещено в РФ), а по версии минобороны США, ВВС Сирии и наземные войска атаковали воюющие против ИГ при поддержке американцев курдские формирования, писали «Ведомости». Таким образом, США действуют более агрессивно в Сирии при отсутствии выстроенного механизма обмена военными данными. Такая поляризация и усиление полицентричности в Сирии содействует не только общей хаотизации, но и создаёт угрозы для военных инцидентов, которые могут затронуть напрямую интересы России и США и привести к непоправимым последствиям. Политика США в Сирии по факту оказывается менее предсказуемой для России, чем политика, проводимая Бараком Обамой.

Еще один вызов для России – инциденты с участием самолётов НАТО. Утром 21 июня истребитель альянса сблизился с самолётом министра обороны России Сергея Шойгу, когда тот летел из Калининграда. Это произошло во второй раз – ранее истребитель F-16, принадлежащий НАТО, сопровождал борт министра по дороге в Калининградскую область. Во время полета к эскорту российского лайнера присоединились истребители-бомбардировщики Су-34. Инцидент произошёл над нейтральными водами Балтийского моря. В Калининграде Шойгу был на выездном заседании​ коллегии Минобороны по вопросам безопасности на западном стратегическом направлении. Все эти сближения и инциденты крайне нервируют Россию и воспринимаются как сознательная провокация со стороны альянса в адрес Москвы.

Наконец, ещё одна тема, которая стала вызывать больше обеспокоенности, это украинский кризис. 19-20 июня в Вашингтон с официальным визитом прибыл президент Украины Петр Порошенко: несмотря на то, что переговоры с Трампом были краткими (всего полчаса), украинский лидер получил возможность говорить о «большом прогрессе» между двумя странами. А американский президент признал, что с украинским коллегой у него были «очень, очень хорошие обсуждения». Еще до встречи с членами американского правительства Порошенко заявил, что Украина в США имеет «фантастическую поддержку». «Мы получили твердую поддержку от США, поддержку суверенитета, территориальной целостности и независимости <...>, а также четкую поддержку в продолжении реформ на Украине», — написал Порошенко в Facebook после встречи с Трампом. По словам Порошенко, США — твердый и надежный стратегический партнер Украины. Он также указал, что все американские собеседники полностью поддержали позицию Украины: с Тиллерсоном он скоординировал позиции по прекращению «российской агрессии в Донбассе и возвращению Крыма» и обсудил вопрос освобождения «украинских заложников». С Мэттисом поговорил об усилении оборонного потенциала Украины. Министр выразил полную поддержку сохранению санкций против России как «страны-агрессора», сообщил о содержании встречи Порошенко.

Встреча Порошенко с Трампом была первой: украинскому лидеру было принципиально важно донести до администрации Белого дома своё видение украинского кризиса и роли России в нем до того, как с Трампом встретится Путин. При этом в Кремле изначально (январь-февраль) были убеждены, что первой должна была состояться встреча именно с российским лидером, и она могла бы стать переломной. Показательно, что именно в день визита Порошенко Минфин США принял решение о расширении санкций в отношении России, что должно было продемонстрировать: США не ограничатся в своей поддержке Украины словами, а намерены подтверждать это на практике. Наконец, самым серьёзным риском для России в нынешней ситуации может оказаться намерение США найти альтернативу минским соглашениям, закрепляющим на сегодня стаус-кво и учитывающим по большей степени интересы России.

Отношения России и США к концу июня складываются таким образом, что практически девальвируется потенциал для нормализации даже не столько отношений, сколько самой возможности диалога между двумя странами. В практическом плане принимаемые США решения (по Сирии, в отношении НАТО, Украины) оказываются даже жесте, чем решения предшественника Трампа Барака Обамы, правление которого Москва называла низшей точкой в двусторонних отношениях. При этом за проводимой политикой так и не появилось никакой стратегии. Все действия Вашингтона определяются, исходя из теущих обстоятельств и процессов, по большей части опасных для интересов России (активность НАТО, слабость позиций Асада в Сирии, требования Украины о защите и прочее). В такой ситуации Россия пытается поднимать ставки, отменяя очередной раунд консультаций с американскими коллегами. Однако такая игра на повышение эффективна в ситуации, когда «противник» также дорожит собственными приоритетами и готов их отстаивать, опасаясь роста напряжённости. В случае с США Трамп предпочёл бы на неопределённое время «подвесить» диалог с Путиным, пока общая внутриполитическая ситуация не уляжется. И игра на повышение ставок со стороны России в этих условиях может только усугубить двусторонние противоречия.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net